финифть
enamel
Мастера владели сложной технологией производства живописных эмалей. Сначала нужно было изготовить белую штучку - основу для росписи. На тонкую, медную, несколько выпуклую пластину наносил растолченную в порошок и разведенную на воде белую эмаль и обжигали в печи при температуре около 750 градусов. Обратную сторону пластинки для прочности покрывали контрэмалью. Затем выполняли подмалёвок - раскладывали основные пятна композиции. И вновь отправляли в печь. Прописывали детали, уточняли красочные акценты - и опять в печь. Чем многотруднее и тоньше была работа, тем большее количество раз обжигалась миниатюра. Краски вплавлялись в эмаль разделяя её блеск и глубину. Завершающим этапом была полировка и ювелирное обрамление. Отражая и пропуская свет, играя цветом финифтянные дробницы служили прекрасным дополнением роскошным тканям церковных облачений, соперничали с драгоценными качествами золота и серебра, бирюзы и кораллов.
Создавая свои композиции ростовские мастера долгое время ориентировались на эмали других центров, книжную иллюстрацию. Поэтому вольно или невольно их произведения приобретали барочные или классицистические черты. Первые эмальеры работали при Ростовском Архиерейском доме, затем в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. После перевода митрополичьей кафедры в Ярославль финифтянщики остались в городе, где в конце XVIII века была уже зарегистрирована финифтянная управа.
В начале XIX века финифтянщики начинают вывозить свою продукцию в другие города. Спрос на эмалевые иконки стимулирует рост их производства, что привлекает в промысел новых мастеров. В середине XIX века росписью икон на эмали в Ростове уже занимались 166 человек. В это время обосабливаются два направления развития ростовской финифти. Одно сближается с народной живописной культурой, другое - с профессиональной. Представители первого обращаются к отечественным иконописным традициям, часто сочетая в своем творчестве иконописные и живописные приемы. В результате завершается процесс формирования в Ростове народного промысла по производству эмалевых икон. Их производство достигает небывалых прежде размеров, до 2 млн. штук в год. В произведениях мастеров промысла в прошлое уходят объём и свето-воздушная среда, фигуры изображаются плоско, обобщенно, используется не точечное письмо, а кистевая роспись. Дешевые, яркие и, сравнительно, прочные иконки находят своего широкого покупателя и формируют в народе представление о ростовской финифти.
Метелкин А.Д. {6184}
Назаров А.А. {6185}
Старчиков Н. {6131}
Тарасов А.Г. {6157}
Казанская
Казанская
праздники {2388}
Казанская
Тихвинская {0016}
~треугольник {3639}
Богородица и Младенец с ангелами {1837}
Введение во храм
панагия
Неопалимая Купина {0013}
Нечаянная Радость {0028}
Несение креста
Поклонение волхвов
Ростов Ярославской губ. {2415}
Св. Серафим Саровский с Богородица на небесах {0032}
Свв Антоний и Феодосий Киевопечерские с Богородица и Младенцем на небесах над КПЛ {0017}
Смоленская Одигитрия {0019}
Сретение
? {6058}
Успение
Явление Богородицы св. Сергию Радонежскому {0035}
Назаров А.А. {6185}
Умиление - Серафимо-Дивеевская {0024}
Млекопитательница {0036}
Смоленская Одигитрия {0019}
Тихвинская {0016}
Всем скорбящим Радость с грошиками
Калужская {0033}
Неопалимая Купина {0013}
Нечаянная Радость {0028}
Печерская {0022}
Св. Николай Чудотворец, со Спасом и Богородица {0034}
Св. Серафим Саровский с Богородица на небесах {0032}
Свв Антоний и Феодосий Киевопечерские с Богородица и Младенцем на небесах над КПЛ {0017}
Смоленская Одигитрия {0019}
Тихвинская {0016}
Умиление - Серафимо-Дивеевская {0024}
Успение
Явление Богородицы св. Сергию Радонежскому {0035}
Поклонение волхвов {2416}
Положение во гроб
Положение во гроб
Ростов Ярославской губ. {2415}
~треугольник {3639}
панагия
Казанская
Казанская
Тихвинская
|
|