Техника исполнения богородичной иконы
Technique of icon execution

финифть
enamel

история:
Термин финифть происходит от греческого фингитис - светлый, блестящий камень.
Так на Руси издавна называли цветную эмаль.
Ростовская финифть своим возникновением обязана церкви.
B середине XVIII века Ростов - один из центров русской православной жизни.
Для финифтяных изделий XVIII века характерны были изломанность линий и цветистость.
Ростовская земля освящена явлением многих святых, недавно, здесь обрели мощи св. Димитрия, митрополита Ростовского, одного из самых почитаемых святых Нового времени в русской истории, здесь располагается резиденция владыки крупной епархии.
Для паломников из дальних краев, для прихожан местных многочисленных храмов, для украшения церковных облачений и утвари писали ростовские финифтянщики свои миниатюры.
Это были иконки, образки, дробницы для украшения священных предметов.

Мастера владели сложной технологией производства живописных эмалей. Сначала нужно было изготовить белую штучку - основу для росписи. На тонкую, медную, несколько выпуклую пластину наносил растолченную в порошок и разведенную на воде белую эмаль и обжигали в печи при температуре около 750 градусов. Обратную сторону пластинки для прочности покрывали контрэмалью. Затем выполняли подмалёвок - раскладывали основные пятна композиции. И вновь отправляли в печь. Прописывали детали, уточняли красочные акценты - и опять в печь. Чем многотруднее и тоньше была работа, тем большее количество раз обжигалась миниатюра. Краски вплавлялись в эмаль разделяя её блеск и глубину. Завершающим этапом была полировка и ювелирное обрамление. Отражая и пропуская свет, играя цветом финифтянные дробницы служили прекрасным дополнением роскошным тканям церковных облачений, соперничали с драгоценными качествами золота и серебра, бирюзы и кораллов.

Создавая свои композиции ростовские мастера долгое время ориентировались на эмали других центров, книжную иллюстрацию. Поэтому вольно или невольно их произведения приобретали барочные или классицистические черты. Первые эмальеры работали при Ростовском Архиерейском доме, затем в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. После перевода митрополичьей кафедры в Ярославль финифтянщики остались в городе, где в конце XVIII века была уже зарегистрирована финифтянная управа.

В начале XIX века финифтянщики начинают вывозить свою продукцию в другие города. Спрос на эмалевые иконки стимулирует рост их производства, что привлекает в промысел новых мастеров. В середине XIX века росписью икон на эмали в Ростове уже занимались 166 человек. В это время обосабливаются два направления развития ростовской финифти. Одно сближается с народной живописной культурой, другое - с профессиональной. Представители первого обращаются к отечественным иконописным традициям, часто сочетая в своем творчестве иконописные и живописные приемы. В результате завершается процесс формирования в Ростове народного промысла по производству эмалевых икон. Их производство достигает небывалых прежде размеров, до 2 млн. штук в год. В произведениях мастеров промысла в прошлое уходят объём и свето-воздушная среда, фигуры изображаются плоско, обобщенно, используется не точечное письмо, а кистевая роспись. Дешевые, яркие и, сравнительно, прочные иконки находят своего широкого покупателя и формируют в народе представление о ростовской финифти.

автор:
Киселёв П. {1837}
P. Kiselyov

Метелкин А.Д. {6184}

Abraham D. Metelkin

Назаров А.А. {6185}

Alexander A. Nazarov

Старчиков Н. {6131}

N. Starchikov

Тарасов А.Г. {6157}

Alexy G. Tarasov
производитель:
Софрино
Sofrino
название:
Благовещение
Annunciation Богородица
Virgin
вид иконы:
панагия
panagiarion триптих {4305}
triptych
предмет:
кулон
Богородица и Младенец
Virgin and Child
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru