Чудо от иконы "Знамение", или Битва суздальцев с новгородцами
The battle between the Novgorodians and the Suzdalians
история:
Знатоки русской иконописи сравнивают эту икону с «Похвалой Знамению», созданной иеромонахом Пахомием Сербом.
Эта икона - редкий пример изображения исторических событий, а не библейского сюжета.
композиция:
Здесь изображён перенос владыкой Иоанном перед битвой в 1170 иконы Знамения из церкви Спаса на Ильине на стену Детинца.
При штурме суздальцы послали в икону тучу стрел (сюжет второго яруса), она повернулась лицом к Детинцу, и тьма застлала глаза атакующим.
После чего (третий ярус) выехавшие из крепости новгородские воины под предводительством свв. Бориса и Глеба, св. Георгия и св. Александра Невского легко перебили превосходящее их войско суздальцев.
Существует несколько вариантов этой иконы, причём наиболее поздний по времени {3612} наиболее резко отличается от наиболее раннего {969}.
Ранний вариант - проновгородский: в XV веке в суздальцах легко читались москвичи, и понятно, почему в мастерских владыки Евфимия II - сторонника церковной независимости от Москвы - писали эту икону: она знаменовала час чудесной победы над московской угрозой.
Икона являет чётко прорисованные и узнаваемые детали архитектуры и топографии Новгорода, стены выглядят несокрушимыми, победа - основанной на мощи новгородской.
Поздний вариант, написанный уже под влиянием московской школы иконописи и отражающий антиновгородскую летописную интерпретацию событий, другой.
В верхнем ряду иконы исчезает мост, и вместо крестного хода по нему - две сцены поклонения иконе, обеспечившей новгородцам победу.
На втором ярусе Детинец уже не имеет мощной стены, как бы висит в воздухе, а на третьем среди новгородцев уже нельзя увидеть особо чтимого местного святого - Александра Невского, остаются лишь трое.
Общая интерпретация сюжета - не борьба за независимость Новгорода, а «все во власти божией».