Вознесение Господне
Ascension
история:
Вознесение Господа нашего на небо совершилось в сороковой день после Его воскресения - Пасхи. В продолжении времени от воскресения Своего до вознесения на небо Господь не находился уже по-прежнему постоянно с учениками Своими, а только время от времени являлся им. Во время этих явлений Своих Он прежде уверял учеников в Своем воскресении, для чего неоднократно вкушал с ними пищу, - "ядый с ними и пияй и тем известнейшее воскресение Свое представляя" (Синаксарь), а потом преподавал им наставления о предстоящем устройстве на земле Церкви Своей, которая должна была образоваться из уверовавших в Него (Деян. 1, 3). При одном из таковых явлений на Гадлидейской горе находилось более пятисот человек, апостолы и многие из верующих. Увидев Господа, они поклонились Ему, а некоторые еще и теперь усомнились, точно ли это - Он. Господь, приблизившись, сказал: Мне дана всякая власть на небеси и на земли. Итак идите, научите вей народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам, а Я невидимо буду с вами во вся дни до скончания века (Мф. 28, 17-20).

В сороковой день Господь явился ученикам Своим, когда все они с Пречистою Его Матерью и другими женами находились, без сомнения, по Его же предварительному наставлению, в Иерусалиме. Здесь в последний раз Господь беседовал с возлюбленными учениками Своими, - в последний раз снова заповедовал им идти во весь мир для евангельской проповеди и, повелев не отлучаться никуда из Иерусалима, до тех пор пока не получат обещанного Утешителя - Святаго Духа, вышел с ними из Иерусалима к Вифании. При последних словах св. апостолы, все ещё не свободные от мыслей о земном царствовании Иисуса Христа, вопросили Его: Господи! Не в сие ли время восстановишь Ты царство Израилево? Господь ответил им на это: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних (стран) земли (Деян. 1, 6-8).

Взошедши на вершину горы Елеонской, Господь воздвиг (поднял вверх) руки Свои и начал благословлять учеников и, вот - в это самое время, когда благословлял их, начал Он выше и выше подниматься от земли и восходить к небу, пока светлое облако не сокрыло совершенно божественного Учителя от взоров возлюбленных учеников Его. Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца Своего. Св. апостолы в недоумении и страхе все ещё искали взорами своими сокрывшегося от них в небесной высоте своего Учителя и Господа, как вдруг явились пред ними два мужа в светлых одеждах и сказали им: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небе? Сей Иисус, вознесшейся от вас на небо, некогда придет опять на землю таким же образом, как вы видели восходящим Его на небо (Деян. 1, 8-14). Апостолы, утешенные словами небесных вестников (это были ангелы), возвратились во Иерусалим с великою радостию, и пребывали непрестанно в молитве и славословии Бога, ожидая обещанного Утешителя, Святаго Духа.

Вознесение Господа на небо святая церковь называет исполнением смотрения Его же о нас, т.е. последним действием Его в совершении нашего спасения, через которое земное соединено с небесным. Это означает следующее. Своими страданиями и крестною смертию Господь удовлетворил правде Божией за грехи наши. Своим воскресением разрушил царство смерти я диавола и воскресил нас с Собою, - Своим вознесением на небо отверз всем нам вход в Рай, Сам предстал предтечею о нас перед лицом Отца Небеснаго и представил Ему в Своем лице человека искупленного и возстановленного (Евр. 6, 20; 9, 24), сподобил прославленное естество наше чести превыше херувимов и серафимов - пребывать с ним одесную Своего Отца. "Сего дня, - говорит блаженный Августин в слове на вознесение Господне, - воссиял для нас святой и торжественный день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Возрадуемся я возвеселимся. Христос снизошел во гроб, отверзлась преисподняя; Христос взошел на небо, прославились горняя. Воскресение Господа есть наша надежда. Его вознесение есть наше прославление. Земное тело взято на небеса, кости, недавно заключенные в тесном гробе, вознесены сонмом ангелов. Смертная природа пересажена в недра бессмертия. Итак Господь и Спаситель наш Иисус Христос прежде был на кресте, а ныне восседает одесную Отца. Когда был на кресте, дал за нас цену искупления; когда вознесся, привлек Себе то, что приобрел". "Ныне - в день вознесения, - по словам святого Иоанна Златоустого, - род человеческий примирен совершенно с Богом, древняя брань и вражда истреблены, и мы, которые недостойны жить и на земле, вознесены на небо. Ныне наследуем царство небесное мы, которые не стоим и земного, восходим на небо, наследуем престол Царя и Владыки, и естество человеческое, которому херувим возбранял вход в рай, вознесено теперь превыше всякаго херувима. Иду приготовить Вам место, говорил Сам Господь ученикам Своим, предсказывая им о Своем восшествии на небо, и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были там, где - Я (Иоан. 14, 23).

По этим величайшим последствиям вознесения Господа на небо в божественном домостроительстве спасения людей день вознесения Господня от самых времен святых Апостолов составляет для всех христиан предмет благоговейного, торжественного празднования, и вместе с тем представляет для всех нас неисчерпаемый источник радости и утешения. Для нас отверсто вознесением на небо и уготованы там Господом райские обители.

Основу сюжета составляют тексты евангелий и Деяний апостолов, повествующие о Вознесении Христа на небо в сороковой день по Воскресении.

"И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.И пребывали всегда во храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь." [Лук.24:50-53]

"До того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,/ Которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием; / И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от меня... Но вы примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде / И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо."[Деян.1:9-11] [Мк. 16, 19]

"… after the Lord had spoken unto them (his followers), he was received up into heaven, and he set on the right hand of God" [Mark 16:19].

Ascension took place on the Mount of Olives.
The Ascension is recorded in the Gospels of Mark and Luke and in the Book of Acts. The type depicts Christ rising to heaven in a circle of light, often supported by angels.
Two angels on the hill below gesture toward Him while His disciples look on in wonder. The Mother of God is frequently placed in the center with onlooking disciples.
It is interesting to note how the “Appearance of the Mother of God after her Dormition, on the Third Day” type is based on the resurrection and ascension of Christ.
In both the tomb was found empty, and in both the transference to heaven is visibly seen. This apocryphal patterning after the Gospel events related to Christ shows the increasing importance accorded Maria in the Church.
The Ascension is a major moveable feast.

Эти тексты обходят молчанием присутствие БР. Но на иконе Она занимает центральное место среди апостолов и ангелов. Противоречит историческим данным и присутствие здесь ап. Павла (он не имел ещё никакого отношения к христианству и был еще Савлом), который изображается во главе апостольского круга вместе с апостолом Петром. Евв. Лука и Марк - из числа 70-ти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не приадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе, еще не были написаны и т.д.

Но икона - это образное выражение Священного Предания Церкви, живущего в Священном Писании и богослужебных текстах. Поэтому вне службы праздника в целом невозможно ни понять, ни разобрать ни одной праздничной иконы.

Богослужение Вознесения подчеркивает присутствие Богородица в завершительном акте присутствия на земле Ее Сына. Например,"...пришел еси со ученики Твоими на гору Елеонскую, имея Рождшую Тя Творца и всех Содетеля..." (стихира литийная на Слава и ныне). Или что может быть выразительнее прямого обращения к Ней:"Се Сын Твой,Богородице,...востече к небесным" (тропарь 8-й песни канона). Причина Её присутствия здесь вытекает очевидно из Её роли в деле воплощения. "Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но и делом воли и веры Девы Марии. Без согласия Пречистой, без содействия веры, оно было бы также неосуществимо, как и без содействия самих трех Лиц Божества. Бог делает Её Своей Матерью лишь научив и убедив Ее, и принимает от Нее плоть, которую Она дает Ему по Своей воле" [Николай Кавасила]. В Ее лице человечество дало свое согласие на воплощение Искупителя, на то, чтобы Слово стало плотию. Поэтому, будучи необходимым условием спасения со стороны человеческой, Она "рождшая всех Творца и всех Содетеля", и изображается на иконе Вознесения как непосредственное свидетельство Его воплощения. Именно Ей, "матерски паче всех болезновавшей,подобаше славою плоти Его премногия насладиться радости" (стихира литийная на Слава и ныне),видеть Его преславное Вознесение, торжество принятого от Нее человечества, обоженного и поставленного превыше небес одесную Отца.

Будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, храмом предуготованным ветхозаветным человечеством, Она изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви.
Как в Вознесении , так и в Пятидесятнице, мы сталкиваемся с одним и тем же явлением соответствия иконы службе праздника: богослужение Вознесения утверждает присутствие Богородица среди учеников при Вознесении Христове и икона этого праздника изображает Ее, помещая в центре всей композиции, несмотря на то, что в новозаветных текстах нет на это ни малейшего намека.

В иконе Вознесения, праздника "завершенного спасения", Богородица находится в центре и во главе группы, которая есть достояние Спасителя, стяжанное Его кровью, оставляемое Им телесно на земле, Церковь, которая через обетованное сошествие Святого Духа в наступающую Пятидесятницу, получит всю полноту своего бытия. Фреска "Вознесение" с давних пор часто располагается в куполе храма.

Ascension represents the completion of the events of Christ's life on earth (His birth, passion, death and resurrection) and thus, salvation consummated. The icon, just like the Scriptural accounts, emphasizes the place of the Virgin and the Apostles more than Christ and the actual Ascension. The importance of the Ascension is its significance for those left on earth representing the new Church. This is why the Apostle Paul, who couldn't have been at the actual Ascension, and the Virgin are included in the group to represent the whole New Testament Church. The Virgin is the personification of the Church, the earthly temple of the incarnate Word. By depicting Christ in the act of blessing, the icon emphasize His continuing work on earth in watching over the Church. And the angels next to the Virgin are messengers of the Divine Providence, and reminders that Christ will return one day in glory [3223].

автор:
Анджелико Ф. {3262}
Fra Angelico

Аноним из Сюника {5233}

Anonymous painter of Syuniq

Болякин И.

Ivan Bolyakin
Бусалаев П. {4637}
Paul Busalaev

Буторин Н.

Nikita Butorin Бушков В.А. {1258}
Vladimir A. Bushkov

Ванни А. {4442}

Andrea Vanni

Варлаам

Barlaham Георгий {5197}
George

Гринков Д.

Dionisy Grinkov Джотто {3315}
Giotto di Bondone

Димитров Х. {4387}

Christo Dimitrov

Дьяконов С.Е.

Stephen E. Diakonov Зубов Ф.Е.
Theodore E. Zubov Кинцурашвили Л. {4687}
Lasha Kintsurashvili

Кульмбах Х.С. фон {1882}

H.S. fon Kulmbah

Мантенья А.

Andrea Mantegna Меркурьев А.
A. Merkuryev Нальдини Ф. {5845}
Battista Naldini

Нестеров М.В.

Michael Nesterov Павлов Д.
Dmitry Pavlov Паоло Венециано М. ди
Marco di Paolo Veneciano Прохор с Городца
Prokhor of Gorodetz Пуселле Ж., ателье
atelier of Jean Pucelle

Рублёв А.

Andrew Rublyov Томас де Колосвар
Thomas de Coloswar Тупылев {4252}
Tupylev

Угрюмов {2729}

Ugryumov

Феодор {2259}

Theodore

Чашкин А.

A. Chashkin Шебуев В.К. {1714}
Shebuev V.K.
место:
Абастумань: церковь св. Александра Невского
Abastuman: church of St Alexander Nevsky Александров
Alexandrov Афон: монастырь Ватопедский
Mount Athos: Monastery of Vatopedi Вашингтон: собор Иоанна Крестителя
Washington: cathedral of St John the Baptist Венеция
Venice Вологда: музей краеведческий
Vologda: museum of local lore Ереван: Матенадаран
Erevan: Matenadaran Интернет
Internet Кёльн: Музей Вальраф-Рихарц
Cologne: Wallraf-Richartz Museum Кострома: музей-заповедник
Kostroma: History and architecture museum reserve "The Ipatyevsky monastery" Ле-Мане: собор
Le Mane: cathedral Лондон: музей Британский
London: British Museum Мистра: церковь Богоматерь Перивлептос
Mistra: church of the Peribleptos Монца: собор св. Иоанна Предтечи {5748}
Monza: cathedral of St John the Baptist

Москва

Moscow Муром
Murom Новгород
Novgorod Нью-Йорк: Метрополитен
New York: MMA Охфорд: музей
Oxford: Ashmolean Museum Падуя (Ит.): церковь Санта-Мария делл Арена
Padua: Santa Maria dell Arena Палех: Гос. музей палехского искусства
Paleh: Museum of Palehian art Париж
Paris Прага: собор св. Витта
Prague: cathedral of St Vitt Рим
Rome Ростов: церковь Спаса на сенях
Rostov: church of Saviour Салоники: церковь св. Софии
Salonika: church of Sta Sophia Сан-Диего: Тимкен музей искусства {3938}
San Diego: Timken museum of Art

СПб

St.-Petersburg Саратов: музей Худ. {1181}
Saratov: Art museum

Сергиев Посад: лавра Троице-Сергиева

Sergiev Posad: Trinity lavra of St Sergy of Radonezh София: Нац. ист. музей
Sofia: National history museum Тбилиси: церковь св. Давида
Tbilisi: church of St David Толедо: собор
Toledo: cathedral Флоренция
Florence Эстергом: Музей христианства
Esztergom: Christian Museum Ярославль: церковь св. Ильи Пророка
Yaroslavl: church of St Elias the Prophet
обитель:
монастырь Бачковский Успенский
Dormition monastery of Bachkovo
монастырь Вардзиа
Vardzia monastery
монастырь Гелатский Богородичный {5212}
Virgin monastery of Gelati
вид иконы:
5-частник {5747}
five-partite icon

6-частник {2315}

six-partite icon

двери {4938}

doors

двусторонняя {2097}

two-side icon

иконостас

altarpiece крест {1257}
cross

крест с предстоящими, 20 клеймами и 21 херувимом {0037}

cross with attendants, with 20 frames and 21 cherubim

многочастник

multipartite icon полиптих {5734}
polyptych

праздники

feasts ряд праздничный {4510}
feast row

с образами на полях

with images on borders триптих
triptych чин {3766}
range

яйцо пасхальное {1900}

easter egg
техника:
витраж {1486}
stained-glass window

вышивка

embroidery литография {3932}
lithograph

литьё

casting миниатюра
miniature мозаика
mosaic резьба
carving финифть
enamel фреска
fresco штамповка
stamping эмаль
enamel
вариант:
{1238}
{3937}
композиция:
Икона, как правило, разделяется на два регистра - верхний и нижний.
Вверху ангелы возносят Господа, благословляющего собравшихся правой рукой. Он изображается в мандорле.
Внизу на фоне гор - две симметричные группы удивлённых апостолов, в центре - Богородица в позе Оранты, по сторонам Её - два ангела в светлых одеждах, указывающие апостолам на возносимого Христа.
предмет с изображением:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru