В центре иконы обычно изображается пещера, в ней - красное ложе, на котором возлежит БР.
Рядом в яслях спеленутый Младенец, около Которого - вол и осёл.
На небе - Вифлеемская звезда, лучи от нее падают на Иисуса Христа.
Среди гор - ангелы, волхвы с дарами, пастухи.
Внизу - сидящий в раздумье Иосиф, рядом с ним - старец в шкуре, олицетворяющий “дух сомнения” (подлый изгиб спины).
Внизу справа - сцена омовения: две женщины держат Младенца и кувшин с водой (Мф. 2, 11; Лк. 2,10—20).
Maria (usually disproportionately large) as the central figure, resting on a bier
Joseph, usually tempted by the devil (an old man with a cane), but sometimes facing a shepherd
Baby Jesus swaddled in His cradle, shown in a cave
Two servant women preparing to wash or washing the baby
Angels, the messengers of God
The magi bearing gifts
The shepherds, announcing the good news
A few farm animals
место:
М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва {2085}
Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп неприступному приносит, ангелы с пастырьми славословят, волхвы же с звездою путешествуют нас бо ради родися Отроча младо, Предвечный Бог.
стихира Рождественская, исполняется на вечерней службе праздника Рождества
содержание:
«Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь и Деву».
тропарь
предпразднству, глас 4:
Готовися, Вифлееме,
отверзися всем, Едеме,
красуйся, Евфрафо,
яко древо живота в вертепе процвете от Девы:
рай бо Оноя чрево явися мысленный,
в немже Божественный сад,
от негоже ядше, живи будем,
не якоже Адам умрем.
Христос раждается прежде падший возставити образ.
предпразднству (Навечерие), глас 4:
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,
яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,
чревоносящи безсеменное Рождение.
Наста же время рождества,
и место ни единоже бе обиталищу,
но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся.
Христос раждается прежде падший воскресити образ.
празднику, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащий,
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе.
величание:
Величаем Тя,
Живодавче Христе,
нас ради ныне плотию Рождшагося
от Безневестныя
и Пречистыя Девы Марии.
праздник:
7.I/25.XII (from ~350 and in Constantinople from 379)
20/7.I - 25/12.I - Армянская Апостольская Церковь, Рождественские дни (6 дней)
с 12.I/30.XII по 18/5.I - Армянская Апостольская Церковь, Рождественский пост