Остробрамская, или Богоматерь Аушрос Варту
Ostrobramskaya Virgin
происхождение названия:
Остробрама, городские ворота в Вильно, место нахождения иконы
история:
В прошлом именовалась также Корсунской Благовещенской.
О происхождении иконы существует несколько преданий.
По одному, привезена в 14 в. литовским князем Ольгердом Гедиминовичем из г. Корсунь (Херсонес) после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии, а второю супругой Иулианиею передана в Троицкую церковь.
По другому, икона прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда он узнал о принятии Ольгердом христианства.
По третьему, икона чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431.
С 15 в. находилась в Вильнюсе в часовне над Острыми воротами ("Остра Брама"). Ворота находились в части города, называемой Острый, или Русский, конец (ввиду преобладания здесь русского населения).
В день её празднования 14.IV отмечали память литовских православных мучеников.
Во времена унии, когда отнята была Троицкая церковь от православных униатов, Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан. В ~1624 у самых ворот основан Кармелитский монастырь с костёлом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню, и икону в свои руки, и при их попечении возобновилось исключительное почитание Островоротной иконы. В 1671 кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили её ликом к костёлу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 икона перенесена в Терезенский костёл, но в 1744, с возобновлением часовни, снова помещена над воротами.
В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в своё попечение, спор дошёл до Рима, и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона.
В 1812 икона несколько повреждена французами.
В 1829 К. Русецкий подновил икону в католическом духе. По снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь: "Честнейшую херувим".
С закрытием в 1832 Кармелитского монастыря, Терезинский костёл переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства.
Икона равно почиталась православными и католиками.
В 1927 во время реставрации иконы, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке.

В настоящее время общественное богослужение перед иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные.

Списки иконы занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих. А проходя Остробрамскими воротами, над которыми в часовне находится чтимый образ, православные так же почтительно, как и католики, снимают головные уборы.
подлинность:
оригинал
original
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru