Муромская, или Моление св. Василия, или Рязанская
Virgin of Murom, or Prayer of St Basil, or Virgin of Ryazan
происхождение названия:
Муром
епископ св. Василий
история:
Принесена из Киева в Муром св. князем Константином Муромским. Он долго старался убедить языческий народ принять христианскую веру: идолопоклонники не только не изъявляли на то согласия, но в ярости составили заговор и хотели убить его. Благоверный князь, узнав о том, усердно помолился и вышел к ним с иконой Богоматерь. Язычники тотчас переменили мысли и сами просили крещения.
В 1288 жители Мурома, ослеплённые клеветой, заподозрили епископа св. Василия в порочной жизни и хотели умертвить его. Он упросил отсрочить смерть до утра; всю ночь он молился в церкви свв. страстотерпцев Бориса и Глеба. Утром, совершив литургию, он пошёл в церковь Благовещения и пред иконой Богоматерь отслужил молебен. Возложив надежду спасения на Небесную Заступницу, он взял св. икону, пошёл из церкви на р. Ока и, снявши с себя мантию, распростёр её по воде, стал на мантию с иконой и сильным ветром был понесен против течения. В девятый час дня он доплыл до места, называемого Старая Рязань, где жили князья Фёдор и Константин. Князья, всё духовенство и народ вышли с крестами навстречу дивному пловцу.
С тех пор упразднилась епископская кафедра в Муроме и учредилась новая в Рязани. Вскоре кафедра была перенесена в более защищённую новую Рязань.
Очевидно, это тот образ, который с XVI века стоял при гробнице Василия Рязанского в рязанском Христорождественском соборе и в более позднее время назывался "Моление Василия" (икона не сохранилась).
Со временем легенда перешла на другой образ Богоматери, который находился в Успенском кафедральном соборе г. Рязани и был создан в XVII в. (не сохранился).

Иконография этой иконы, которая стала называться Муромской, имеет древнее происхождение.

Н.П.Кондаков считал местом сложения данного типа, для которого характерно изображение Младенца полулежащим на обеих руках БР, Сирийский восток, а одним из самых ранних памятников этого извода - образ на складне Сайданайского монастыря близ Дамаска, относящийся к X-XI векам.
Имеющиеся в музейных собраниях немногочисленные русские памятники данного иконографического типа относятся ко времени не ранее конца XVI в.

Икон данной иконографии известно крайне мало.

Наиболее известны два памятника XVI, XVII в. из ГТГ.
Они, за редким исключением, не упоминаются в описях муромских храмов.
В Муроме сохранились только иконы XIX в.
Написаны также образы Муромской Богоматери современными местными иконописцами И. Суховым и В. Маряхиным для церкви Гурия, Самона и Авива и для Троицкого собора девичьего монастыря в Муроме.
подлинность:
оригинал
original
автор:
Казанцев А.И. {5281}
Alexander Kazantsev

Ушаков С. {5485}

Simon Ushakov
производитель:
Софрино
Sofrino
название:
Муромская, со свв. Марфой и Феодором Стратилатом на полях {5485}
Virgin of Murom, with SS Marfa and Theodor the Stratilat on borders
место:
Муром
Murom
вид иконы:
многочастник {2287}
multipartite icon
композиция:
Изображение Богородица поясное с Младенцем на левой руке.
Младенец благословляет десницей, в левой руке держит развёрнутый свиток.
Из-под одеяний видны стопы Его ног.
предмет с изображением:
праздник:
12.IV
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru