Крымская, или Крымская-Мариупольская, или Панагия Всесвятая
Virgin of Krym, or Virgin of Mariupol, or Virgin the Panagia
история:
Икона чудесно явилась на скале в ~1450. Эта икона была предметом благоговейного поклонения всего поселения греков, живших у подошвы скалы.
По историческим фактам икона известна с 15 в.
"На скале в горе чудотворне изображена и до днесь водою из-под образа многие исцеляются" - так указано об иконе в Агиологии Востока архимандрита Сергия.
Об иконе сохранилось народное предание, записанное в 17 в.: "Бысть в онех каменных горах некогда змий великий, люди и скоты пожирающий и того ради люди от того места отбежавши, пусто оставиша, но яко в то время жили греки и генуэнсы,
молишася Пресвятой Богородице дабы их от онаго змия свободила и тако, единаго времени нощью узреша в горе той свещу горящу, идеже не могущи крутыя ради горы взыти,
тесавши ступени из камени и приидоша тамо идеже свеща горяще и обретоша образ Пресвятой Богородицы и свещу горящу; тамо близко того образа и змия онаго обретоша мертва, разседшася.
И тако радостни будучи, велие благодарение Богови воздаша, избавителю от таковаго змия, его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице, паче же генуэнсы,
иже в Кафе (Феодосии) жили; не точию же сии, но и татарове велию почесть святому образу воздают со многими приношениями".
Другое предание говорит, что в давно минувшие времена пастух Михаил князя Топарха загнал однажды стадо своё в овраг, где ныне скит Успенский, и увидел на скале, в 20 м от земли, икону Богоматерь и пред ней свечу.
По приказанию князя новоявленную икону взяли с высоты и перенесли в его дом, находившийся в окрестных горах. На другой день иконы в княжеском доме не нашлось: она опять стояла на скале.
То же повторилось и в другой раз, когда вздумали снять опять икону со скалы. Тогда уже все поняли, что Царице Небесной не угодно, чтобы Её св. лик находился в ином месте.
Решили устроить малый храм в самой скале, против того именно места, которое ознаменовано чудесным явлением св. иконы. Для сего иссекли внутри скалы пещеру, а снаружи - лестницу к ней, и в этой пещере устроили храм, где и поместили новоявленную икону.
Так как явление иконы произошло 15 августа, то новый храм посвятили Успению БР.
В 1777 состоялось переселение греков с Крыма в Мариуполь. В Успенской Скале митрополит Крымский Игнатий, носивший тогда титул Готфского и Кефайского, отслужил благодарственный и напутственный молебен многовековой Покровительнице христианства в Крыму.
После молебна митрополит со всем духовенством и христианами, здесь бывшими, с торжеством подняли чудотворную икону и потянулись с пением духовных песней чрез горы и равнины, оставив негостеприимный, но навсегда заветный для них Крым.
Бахчисарайцы не раз просили о возвращении чудотворной иконы на место её явления; но жители Мариуполя твёрдо убеждены, что Сама Царица Небесная вверила им Свою св. икону для благоговейного хранения.
Но благодать Господа почиет на месте, избранном Пречистой Матерью Его для явления Её Всесвятой иконы, и прославилось оно великими чудотворениями.
В 1818 Александр Благословенный посетил скит и спросил у протоиерея Спиранди: где место явления иконы? Старец вывел его из храма на балкон и указал на стену с изображением на ней иконы, списка с явленной.
Император велел подать лестницу и свечу. С зажжённой свечой он взошёл по лестнице, приложился к иконе с благоговением и прилепил пред ней к каменной стене свечу.
подлинность:
оригинал
original
место:
Успенская Скала под Бахчисараем Симферопольского уезда (~1450 - 1777)
Mount of Dormition
место:
церковь Успенская
church of Dormition
Мариуполь (1779 )
Mariupol
список
copy
место:
Успенская Скала под Бахчисараем Симферопольского уезда
Mount of Dormition
место:
церковь Успенская
church of Dormition
Бахчисарайский Успенский скит или "Панагия" (1850 )