Неопалимая Купина {6047}
Burning Bush
перемещение:
д. Типиницы ( - )
Tipinitzy

Кижи: музей-заповедник

Kizhy: museum
композиция:
Традиционная «восьмиконечная звезда» отсутствует. На данной иконе Богородица не имеет ореола из херувимов и серафимов. Богородица вписана в одну четырёхконечную с вогнутыми сторонами коричневую сферу, в которой расположены Духи стихий. Эта сфера изображена на фоне четырёхчастной, которая напоминает по форме четыре тёмно-зелёные лепестка, занимающих всё пространство ковчега. Здесь также изображены Духи стихий. Они не имеют чёткого деления по служению, например «Дух разума» в первой «грозной» части, а «Дух палящего огня» во второй. Имея сложное строение, данная иконография иллюстрирует и космическую власть Богородицы: «Она всех стихий земных и небесных освящение», Она «всех времен года благословение». Богородица изображена в центре с Младенцем, сидящим на Её левой руке (тип Одигитрии). В правой руке Богоматери - лествица, эмблема духовного восхождения, возвращения падших к Сыну Божию. Об этом же говорит и надпись на Её груди: «град Царя велика» и медальон с изображением Христа в архиерейском облачении - образе Великого Первосвященника («Ты еси иерей по чину Мельхиседека») - прошедшего небеса.

В углах иконы изображены 4 ветхозаветных пророка и их видения, открывает которые в правом верхнем углу видение Моисеем Неопалимой купины. В верхней части куста изображена Богоматерь Знамение. В левом верхнем углу - видение Иессея - «корень рода Иессеева». В нижнем правом - видение Иаковом колодца клятвенного, лествицы с восходящим ангелом, и борьбу Иакова с ангелом. В нижнем левом углу изображены ступени лестницы, дверь и Христос - видение пророком Иезекиилем «двери затворенной».

Вокруг средника - широкие поля, по периметру которых расположен текст, написанный крупными буквами. На верхнем поле название иконы: «Неопалимая Купина Пресвятыя Бцы». Затем: «Мы же верны сущую Бцу Тя …(утрата части слова) …им Родившую Всея Твари Творца. Наоучиша и мученицы проповедаше».

Богородичные иконы отражают как общие православные, так и национальные черты. Богородица на православных иконах легко узнаваема. Она везде предстает в традиционных византийских одеждах замужней женщины, с покрытой головой. Ее волосы по русской традиции убраны под чепец и покрыты большим платом - мафорием. На данной иконе иконописец уделил большое внимание мафорию. Здесь отсутствует традиционное поясное изображение Богородица - тело Марии ограничено мафорием как покровом, который дугообразными складками образует по центру чашеобразную форму, и волнами свисает с рук, уходя складками за пределы ромба.

Живописное решение иконы весьма своеобразно. Она исполнена в коричнево-зеленой цветовой гамме. Тёмная палитра слегка разнообразится за счёт небольших рыже-красных пятен и белого орнаментального декора. Суровый колорит иконы смягчается белильной орнаментацией. Мелкие белильные завитки сфер, мелкие надписи, подсветка белильными движками трав, листьев, горок в клеймах воспринимаются лёгким кружевом, весенним инеем. Икона стилистически близка ряду заонежских икон, исполненных во второй половине 17 века, с характерным темным колоритом.

оформление:
18 в.
Доска, левкас, желтковая темпера.
№ КП-107/3.
Кат. №24.
предмет с изображением:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru