Кижи: музей-заповедник
В углах иконы изображены 4 ветхозаветных пророка и их видения, открывает которые в правом верхнем углу видение Моисеем Неопалимой купины. В верхней части куста изображена Богоматерь Знамение. В левом верхнем углу - видение Иессея - «корень рода Иессеева». В нижнем правом - видение Иаковом колодца клятвенного, лествицы с восходящим ангелом, и борьбу Иакова с ангелом. В нижнем левом углу изображены ступени лестницы, дверь и Христос - видение пророком Иезекиилем «двери затворенной».
Вокруг средника - широкие поля, по периметру которых расположен текст, написанный крупными буквами. На верхнем поле название иконы: «Неопалимая Купина Пресвятыя Бцы». Затем: «Мы же верны сущую Бцу Тя …(утрата части слова) …им Родившую Всея Твари Творца. Наоучиша и мученицы проповедаше».
Богородичные иконы отражают как общие православные, так и национальные черты. Богородица на православных иконах легко узнаваема. Она везде предстает в традиционных византийских одеждах замужней женщины, с покрытой головой. Ее волосы по русской традиции убраны под чепец и покрыты большим платом - мафорием. На данной иконе иконописец уделил большое внимание мафорию. Здесь отсутствует традиционное поясное изображение Богородица - тело Марии ограничено мафорием как покровом, который дугообразными складками образует по центру чашеобразную форму, и волнами свисает с рук, уходя складками за пределы ромба.
Живописное решение иконы весьма своеобразно. Она исполнена в коричнево-зеленой цветовой гамме. Тёмная палитра слегка разнообразится за счёт небольших рыже-красных пятен и белого орнаментального декора. Суровый колорит иконы смягчается белильной орнаментацией. Мелкие белильные завитки сфер, мелкие надписи, подсветка белильными движками трав, листьев, горок в клеймах воспринимаются лёгким кружевом, весенним инеем. Икона стилистически близка ряду заонежских икон, исполненных во второй половине 17 века, с характерным темным колоритом.
|
|