Колокол "Глориоза" {6341}
Bell "Gloriosa"
история:
Во время отливки "Глориозы" к собору пристраивали готическую алтарную часть (отливали колокол здесь же, на Соборной горе, между собором Марии и церковью св. Северина - St Severikirche), и из-за строительных работ колокол подняли в среднюю башню собора только через два года. Первый раз на своём постоянном месте "Глориоза" прозвонила в начале июня 1499. Для звона потребовались усилия восьми звонарей (по западной традиции в Германии раскачивают весь колокол). Колокол звонил не только на церковных службах, но и во время чумы и сильного ненастья, оповещал начало войн и заключение мира, голос его также звучал по особым государственным праздникам. И голос этот был столь благозвучен, что "Глориозу" стали называть "Королевой всех колоколов" ("Konigin aller Glocken"). Говорят, что раньше колокол был слышен в Готе и Веймаре (это города в 20-25 км от Эрфурта). Он благополучно пережил большой пожар в Эрфурте в 1717 и две мировые войны.
В 1923 году "Глориоза" получила электропривод к механизму качания.

В рождественскую ночь с 24 на 25 декабря 1984служитель собора Франц Функе (Franz Funke), к тому времени 36 лет отдавший "Глориозе", как обычно поднялся на башню, чтобы включить электропривод колокола (это можно сделать только внутри помещения, где он находится). Господин Функе говорит, что нутром чует, как звонит "Старая Дама" (так он, любя, зовет "Глориозу"). Колокол отзвонил, а в 0.30 ночи служитель покинул башню с ощущением тревоги: что-то в голосе "Глориозы" было не так. Три дня спустя со строительным мастером собора Эрвином Гранзе (Erwin Granse) он вновь поднялся в башню, чтобы детально осмотреть колокол. Чутьё не подвело старого служителя: появилась нитевидная трещина длиной 60 см…

Колокол ещё раз отзвонил в ночь на новый 1985 год и умолк. Встал вопрос: что делать? Как вспоминают все, кто так или иначе был связан с колоколом и собором, "было чувство, что кто-то тяжко заболел в семье…"

Как полагают специалисты, причин возникновения трещины было, по меньшей мере, три.

В 1899 колокол развернули на 90o, посчитав, что пора изменить место удара языка. Затем в 1927 заменили язык. По-видимому, новый 900-килограммовый язык был несколько тяжёл.
И третье, возможно, был установлен слишком мощный механизм качания, не согласованный с весом колокола.

Ремонт был поручен литейному мастеру Хансу Лахенмейеру (Hans Lachenmeyer). Работы по завариванию трещины проводились на месте. Сначала надо было снять колокол, разобрать и вынести все деревянные конструкции во избежание пожара. Кроме этого, в башню пришлось поднять массу материалов и приспособлений, необходимых для ремонта, что при отсутствии подъёмных механизмов было не простым делом (для установки механизмов пришлось бы разобрать часть кровли собора). Подготовительные работы заняли довольно много времени. Колокол реставрировали по оригинальной технологии. В начале трещина была расширена по всей длине до 6 см. Был проведен элементный анализ состава бронзы колокола, чтобы подобрать состав для реставрации. Затем колокол разогрели до ~475oC и залили трещину расплавленной бронзой (нагрев был необходим для образования гомогенной связи между материалом колокола и новой жидкой бронзой). Нагрев длился непрерывно 26 часов. К счастью, операция по реставрации прошла успешно. Акустический анализ, проведенный после сварки, показал, что звуковые характеристики колокола практически не изменились.

Первый раз после ремонта "Глориоза" прозвонила в честь праздника Девы Марии 8 декабря 1985. Тысячи людей собрались, чтобы вновь услышать её голос. Огромная площадь перед Соборной горой, все близлежащие улицы, улочки и дворы были заполнены людьми. "Глориоза" не подвела: голос её был также хорош, как и прежде. Это же подтверждается и специалистами.

С 3 по 7 июля 1997 в Эрфурте проходили "Европейские колокольные дни" с насыщенной научной и культурной программой. Такой колокольный праздник проводится раз в 7 лет, в том году он был приурочен к празднованию 500-летия "Глориозы".

мастер:
Герхардус Воу де Кампис
Gerhardus Wou de Campis
место:
Эрфурт: собор Марии
Erfurt: cathedral of Maria
композиция:
Богоматерь во славе
Virgin in Glory фриз пяти-полосный по верху тулова
оформление:
1497. Нидерланды.
11450 кг.
h = 2540.
Ж 2570.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru