В центре, в чашечке цветка, над куполом Печерской церкви, у основания этого «древа святости», помещён образ Богоматери «Воплощение» с благословляющим Младенцем. Цветок, в котором написан образ Богоматерь, буквально исходит из центрального купола храма. Изображение Богородица с Младенцем обведено растительным стеблем с листьями, бутонами и завершается вверху цветком. Фон, на котором представлена БР, отличается от общего фона иконы. Форма изгиба стебля по очертанию напоминает купол храма. Богородица представлена как Царица Небесная, на голове Её корона.
На светло-голубом с легким зелёным оттенком фоне иконы в ветвях лозы в крупных чашечках серебристых цветов изображены десять полуфигур печерских чудотворцев, по пять с каждой стороны. Святые изображены в два вертикальных ряда. Преподобные в молении обращены к центру. В розовых картушах, размещённых над каждым святым, написано имя преподобного. Слева представлены Прохор (†1107), Исакий-затворник (†ок. 1090), игумен Никон (†1088), Моисей Угрин (†1041) и Афанасий (†ок. 1176), а справа - Никита, будущий епископ новгородский (†1109), Иоанн Многострадальный (†1160), игумен Стефан (†1094), Никола Святоша (†1142) и святой иконописец преп. Алипий (†ок. 1114).
В нижней части композиции представлено здание Успенского собора Киево-Печерского монастыря с растущей из его центрального купола лозой с гибкими стеблями, с цветами, бутонами, листьями.
Справа и слева от храма стоят «первоначальники» обители, её основатели и первые игумены, Антоний (†1073) с лопатой и Феодосий (†1074) с кувшином. Эти детали находят аналогию в изображении святых на фронтисписе Акафистника, изданного в Киеве в 1663 году. То есть, видим знание и использование иконописцем не только первого издания Патерика, но и Акафистника Печерским чудотворцам 1663 года. Особую красоту иконе придают изображения деревьев на холмах, расположенных слева и справа от храма, и цветов в нижней части композиции, которые взращивают преподобные Антоний и Феодосии.
На верхнем поле надпись: «Похвала Пресвятей Богородице печерским чудотворцам».
|
|