Похвала Богородице {6187}
The praise for Virgin
история:
В 1866 икона отобрана Филимоновым Г.Д. в качестве экспоната на Всемирную Парижскую выставку.
С 2001 икона находится на реставрации в Ростовском музее, реставратор С.В.Рамп.
автор:
Бубнов
Bubnov
место:
Ростов
Rostov
композиция:
Вверху композиции, в сегменте неба изображён Бог Саваоф, благословляющий двумя руками, как Великий Архиерей. Из облачков летит к центру голубь, символ Св. Духа.

В центре, в чашечке цветка, над куполом Печерской церкви, у основания этого «древа святости», помещён образ Богоматери «Воплощение» с благословляющим Младенцем. Цветок, в котором написан образ Богоматерь, буквально исходит из центрального купола храма. Изображение Богородица с Младенцем обведено растительным стеблем с листьями, бутонами и завершается вверху цветком. Фон, на котором представлена БР, отличается от общего фона иконы. Форма изгиба стебля по очертанию напоминает купол храма. Богородица представлена как Царица Небесная, на голове Её корона.

На светло-голубом с легким зелёным оттенком фоне иконы в ветвях лозы в крупных чашечках серебристых цветов изображены десять полуфигур печерских чудотворцев, по пять с каждой стороны. Святые изображены в два вертикальных ряда. Преподобные в молении обращены к центру. В розовых картушах, размещённых над каждым святым, написано имя преподобного. Слева представлены Прохор (†1107), Исакий-затворник (†ок. 1090), игумен Никон (†1088), Моисей Угрин (†1041) и Афанасий (†ок. 1176), а справа - Никита, будущий епископ новгородский (†1109), Иоанн Многострадальный (†1160), игумен Стефан (†1094), Никола Святоша (†1142) и святой иконописец преп. Алипий (†ок. 1114).

В нижней части композиции представлено здание Успенского собора Киево-Печерского монастыря с растущей из его центрального купола лозой с гибкими стеблями, с цветами, бутонами, листьями.

Dormition cathedral of Cave lavra of Kiev

Справа и слева от храма стоят «первоначальники» обители, её основатели и первые игумены, Антоний (†1073) с лопатой и Феодосий (†1074) с кувшином. Эти детали находят аналогию в изображении святых на фронтисписе Акафистника, изданного в Киеве в 1663 году. То есть, видим знание и использование иконописцем не только первого издания Патерика, но и Акафистника Печерским чудотворцам 1663 года. Особую красоту иконе придают изображения деревьев на холмах, расположенных слева и справа от храма, и цветов в нижней части композиции, которые взращивают преподобные Антоний и Феодосии.

На верхнем поле надпись: «Похвала Пресвятей Богородице печерским чудотворцам».

оформление:
1688.
Доска, паволока, левкас, темпера.
1320х1460.
Икона сверху опилена. По краям вдоль иконы сплошная вставка левкаса, слой грунта со слабым связующим положен прямо на доску. Сама икона имеет паволоку.
Надпись на нижнем поле выполнена киноварью, но сверху прописана красновато-коричневой краской. Первая буква надписи выполнена белилами.
Надпись состоит из двух частей, выделенных шрифтом.
Первая часть надписи, написанная полууставом гласит: «Писан сии образ Пресвятыа Бцы и Печерских чудотворцевъ лета 3P4S (1688) // мца августа в а днь».
Вторая часть надписи, продолжает первую, но выполнена более мелкими буквами: «Писалъ стую Икону soГpa [утрата левкаса] Бубновъ».
№ 1105.
образец:
{6188}
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru