Заказ иконостаса цехом льнопрядильщиков (Arte dei Linaiuoli) для их резиденции на Пьяцца Сант-Андреа восходит к октябрю 1432, когда по рисунку Гиберти была изготовлена деревянная модель табернакля.
Контракт на исполнение живописи алтаря, включавший условие, чтобы "на внутренних и внешних сторонах его использовались золото, синяя краска и серебро, самые красивые и наилучшего качества", был предложен Анджелико 2 июля 1433; работа оценивалась в "190 золотых флоринов за замысел и исполнение или во столько, сколько по его разумению потребует эта работа".
По-видимому, договор предусматривал и подготовку композиционного эскиза.
Рама табернакля с вставленным в неё старым обрамлением арочного типа предопределила форму композиции, состоящей из центральной створки и двух подвижных боковых крыльев.
В первом относящемся к табернаклю документе говорится: "где ныне написана фигура Мадонны".
Так что, возможно, размер табернакля и, соответственно, предназначенной для него живописной композиции зависел от некой дучептистской Мадонны, которую она заменила.
Масштаб изображения святых на створках крупнее, чем в других живописных произведения того времени.
Как объяснить успех Анджелико в создании подобных фигур?
Наиболее убедительно выглядит предположение, что роль Гиберти не ограничивалась замыслом только обрамления, но он оказал влияние и на триптих в целом.
Действительно один из отрывков в его Комментариях, возможно, имеет отношение к этому заказу.
Гиберти описывает, как он снабжал моделями из воска и глины живописцев и скульпторов, и добавляет: "Если кому продето яко сделать фигуры больше их натуральной величины я давал правила, чтобы выполнять их с совершенной мерой".
Фигуры святых на створках составляют некий живописный эквивалент статуям покровителей цеха в нишах Оратории Сан Микеле.
В частности, с удивительным мастерством передана трехмерная объёмность фигур Крестителя, держащего перед собой крест; Иоанна Евангелиста, протянувшего в жесте благословения правую руку, а левой - поддерживающего том Евангелия, повернутый к зрителю углом; св. Марка, чей разворот в пространстве подчеркнут диагональной постановкой ступней его ног и ракурсом книги в его руках, и, наконец, св. Петра - Послания он придерживает обеими руками: правая лишь слегка отделяется от тела, а скрытая плащом левая сильно выступает вперёд.
Фигуры на внутренней стороне створок можно рассматривать как живописное подражание статуям Св. Матфея и Св. Стефана Гиберти, а фигуры на внешней их стороне - как образы скульптур, которые мог бы создать Гиберти, продолжай он работать в монументальных формах и после 1429.
Пространственное построение центральной композиции (к сожалению, сильно повреждённой) ещё тесно связано с ранними произведениями художника.
автор:
Анджелико Ф.
Fra Angelico
место:
Флоренция: музей храма св. Марка
Florence: Museo di San Marco
композиция:
Богородица и Младенец на троне с ангелами и святыми
Virgin and Child enthroned with angels and saints
композиция:
Богородица и Младенец на троне с ангелами, центр
Virgin and Child enthroned with angels
композиция:
Богородица и Младенец на троне, центр
Virgin and Child enthroned
12 музицирующих ангелов, на полях
12 angels making music
Свв. Иоанны Креститель и Богослов, на створках внутри
SS Johns the Baptist and the Theologian
Свв. Марк и Пётр, на створках снаружи
SS Mark and Peter
пределла
predella
порядок сцен:
1 Св. Пётр диктует Евангелие св. Марку
St Peter dictates the Gospel to St Mark
композиция:
В центре композиции - Пётр, проповедующий с деревянной восьмигранной кафедры, слева изображён в профиль сидящий Марк, который записывает его слова, а также коленопреклоненпый последователь Марка с чернильницей в руках и два писца, держащие уже законченный манускрипт.
Образ Петра художник, кажется, вполне осознанно ассоциирует со св. Петром Мазаччо, а реалистически трактованные профильные фигуры по краям композиции напоминают подобных персонажей из фрески Святой Петр и Воскрешение сына Теофила в капелле Бранкаччи.
Отчётливей, чем в каком-либо из предшествовавших произведений, Анджелико передал пространственную глубину и структуру зданий.
Этим он, по-видимому, также обязан изучению искусства Мазаччо.
Справа на переднем плане изображена Богородица с двумя коленопреклонёнными волхвами, за Ней - св. Иосиф, беседующий с третьим волхвом.
Юноша с поднятой головой и пронизанными светом льняными волосами, стоящий около лошадей, написан с применением своеобразной "пуантилистской" техники, не свойственной Анджелико, и которая, скорее, может быть связана с молодым Пьеро делла Франческа.
The dragging of body of St Mark on streets of Alexandria.
Ничто в раннем творчестве художника не предвещало столь выразительной трактовки эпизода.
Участники его даны в драматическом действии, и Анджелико мало что добавит к разнообразию жестов, изображая впоследствии легенду о свв. Косме и Дамиане в алтаре Сан Марко.
Один из персонажей, юноша с поднятой рукой, который тянет тело святого, напоминает образы Джентиле да Фабриано.
Замечательно передана буря с градом - флорентийская живопись не знает параллелей тому, как написано тёмное грозовое небо над стеной, подобное можно встретить лишь в Чуде со снегом сиенского художника Сассетты.