Иконостас {5493}
Altarpiece
история:
Во время пожара в 1801 иконостас был вынесен, в результате чего была частично утрачена резьба нижнего яруса и окантовка икон. В 1803 с ликвидацией последствий пожара и с восстановлением утраченных деталей, иконостас церкви вновь освятили. Ремонты производились в 1829, 1849, 1885, 1894, 1901. Период с 1885 по 1901 наиболее вероятный отрезок времени, когда иконостас приобрёл тот вид, в котором он сохранился к моменту начавшейся реставрации в 1970. Это один из уникальных памятников Тверского края, полностью сохранивший свою первоначальную композицию и большую часть декоративного убранства. Стилистическое единство исполнения резьбы иконостаса и формы икон позволяют предполагать одновременное их исполнение. Реставрационные работы проведены в 1975...81. Укреплён каркас иконостаса, сделаны утраченные декоративно-орнаментальные детали, местами удалён старый левкас с позолотой и места утрат покрыты новым левкасом, полностью выполнена позолота. Работы производились под авторским надзором архитектора Б.Л.Альтшуллера. Иконостас в основном сохраняет черты барокко, дополненные в разные годы классическими деталями декора и элементами более поздней накладной резьбы в неорусском стиле. Композиционно иконостас построен по принципу трёхпролётной пирамидальной триумфальной арки с ярко выраженной центральной осью, подчеркнутой царскими вратами с пропильным "розаном" над ними; многообломными арками, являющимися продолжением карнизов; двумя иконами, имеющими полуциркульное завершение, установленными друг над другом, чьи размеры больше остальных икон иконостаса; и, наконец, венчающим крестом, укрепленным на сфере. По сторонам от царских врат - проходы в жертвенник и диаконник, выполненные в виде высоких дверей с полуциркульным завершением. Плоскость иконостаса расчленена на четыре яруса, в которых помещены иконы местного, праздничного, апостольского и пророческого чинов. Конструкция иконостаса состоит из 6 деревянных сосновых стоек, поверх которых укреплена рельефная и сквозная орнаментальная резьба. Горизонтальное поярусное членение осуществлено многообломными карнизами, с широкими выносами, образующими своеобразную полку, на которой установлены декоративные ажурные гребни. Иконы обрамляют картуши усложнённой формы, с накладной резьбой в виде стилизованных листьев пальмы с перехватами, капителями, розетками. Резьба, по мнению реставраторов, несёт черты творчества местных артелей резчиков, стремящихся повторить столичные образцы. Несколько упрощенная трактовка барочных форм, крупные сочные формы резьбы придают декоративному убранству иконостаса выразительную целостность. Игру позолоты, свето-тональную моделировку форм декора дополняет яркий, праздничный колорит икон, с которыми иконостас составляет единый ансамбль. Иконы выполнены по заказу владельца села помещика П.А.Бема. Большинство икон написано в традиции барокко, яркими контрастными цветами с привнесением позолоты и серебрения. Тонкая миниатюрная живопись со множеством декоративных различных деталей, фрагментов убранства и быта выражает стремление к повествовательности. Иконы иконостаса трижды реставрированы в XIX-XX столетиях и в 1980 (последняя реставрация выполнена Д.Е.Брягиным). Реставрационные работы по укреплению каркаса, дополнению мест утрат новой резьбой, левкашение и позолотные работы производились бригадой под руководством художника-позолотчика Н.Н.Гусарова, а также при постоянном наблюдении, контроле и консультировании со стороны органов охраны памятников и с привлечением ведущих специалистов из реставрационных организаций Москвы. Исследования иконостаса в процессе реставрации позволили вернуть ему во многом первоначальный облик. Одновременность построения иконостаса и написания к нему икон позволяет предположить, что над этим произведением трудились если не одна и та же артель, то, во всяком случае, мастера, находящиеся в тесном контакте друг с другом.
место:
с. Городня-на-Волге: церковь Рождества БР
Gorodnya-on-Volga: church of Birth of Virgin
ярус:
пророческий
prophet range
апостольский
apostle range
праздничный
feast range
местный
local range
оформление:
~1745.
Иконы Спас Вседержитель, Царица Небесная и Царь Царей носят влияние иконографических особенностей письма Гурия Никитина.
посвящённый предмет:
сайт Серовская И.А. К вопросу о стилистических особенностях главного иконостаса XVIII в. церкви Рождества Богородицы с. Городня-на-Волге
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru