Триптих-складень {5429}
Portable triptych
история:
Складень неизвестного немецкого мастера уже более 110 лет, со дня торжественного открытия музея, является постоянным украшением музейной экспозиции. Этот алтарь, состоящий из пяти вертикальных створок, производит впечатление удивительной цельности, внутренней соразмерности и соподчинённости всех его частей. Швабия - исторически "сложившаяся область в юго-западной Германии. Ульм - небольшой городок в центре Швабии с XIV столетия становится её художественным центром. Ульмское искусство известно своей приверженностью устойчивым средневековым традициям. Как его отличительные черты отмечают простоту и ясность композиции, покой жестов и мимики, гармонию цвета". В XV веке в Германии складень становится главным элементом церковного убранства - так, в кафедральном соборе Ульма находилось около 60 складных иконостасов.
перемещение:
СПб: собрание Звенигородского А.В. ( - )
St.-Petersburg: collection of A.V.Zvenigorodsky

Саратов: музей худ.

Saratov: Art museum
композиция:
Богородица и Младенец с ангелами и святыми
Virgin and Child with angels and saints
оформление:
15 в.
Ещё до поступления в музей он реставрировался в Императорском Эрмитаже, переведен "с дерева на новый холст".
Реставратор расслоил двустороннюю живопись, превратив трёхстворчатый иконостас в пятистворчатый.
Композиция центральной части традиционно уравновешена. Но несмотря на симметричное, почти зеркальное расположение фигур, статичности, застылости нет - движение создается, наряду с ритмом линий, варьированием цветовых пятен в одежде святых дев - красный плащ и тёмно-зелёное платье св. Варвары - обратное отражение варианта одежды св. Доротеи.
Каждый цвет, используемый в картине, несёт важную смысловую нагрузку. Красный - цвет крови, страданий. Голубой - бесконечности, беспредельности, цвет неба. Также красный (пурпурный) и голубой - цвета Богородица как Царицы Небесной. Зелёный - цвет избранности, надежды. Сочетание (красный, голубой, зелёный) вместе - знак Троицы. Белый символизирует чистоту и непорочность. Золотой фон объединяет отдельные части триптиха, подчёркивает неземной и торжественный характер изображаемого.
Первоначально золото было наложено листами, и золотой фон, имеющий большую плотность и силу отражения, усиливал насыщенность и звучность локальных цветов картины. В связи с реставрацией плотность золотого фона была утрачена, и его поверхность была прописана творёным (стёртым с клеем) золотом. Золотой цвет - символ святого и небесного, в качестве фона обозначает реально невидимый, неподдающийся изображению божественный свет. Золото - источник света, оно само несёт, создаёт свет - этим определялось то особое место, которое занимает золото в средневековой иерархии цвета. Степень святости зависит от степени приобщённости к свету.

Вторая половина XV века - время, когда наряду с традиционной темперой получает распространение техника масляной живописи. Складень написан в смешанной манере - темперой и маслом. Поверх плотного слоя темперной краски художник наносит слои прозрачного масляного лака - и цвет словно уходит с поверхности в глубину, просвечивая сквозь тёплую дымку тени. Основной цвет обогащается множеством оттенков - так, глубина тени в складках одежды святых варьируется наслоением на светлый кроющий подмалёвок зелёного или красного лака. Сложно написаны руки и лица святых - здесь художник поверх коричневой краски наносит лёгкие полупрозрачные слои телесных оттенков (от розового до бледно-зеленого). При переводе живописи с дерева на холст объёмность этих участков несколько сгладилась, что побудило реставратора дополнительно обвести контуры. В живописи наружных створок использованы те же цвета, кроме одного - исчезает золото (даже нимбы святых написаны не золотым, а жёлтым цветом) - и вместе с золотом фона уходит торжественная звучность колорита. Колористическое решение здесь иное - сочетание близких тонов - доминирующего тёмно-зелёного и голубого с бледно-зелёным фоном, постепенно высветляющимся до зелёно-жёлтого и смягчающим контрасты густо-зелёного и красного цвета.

посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru