Саратов: музей худ.
Со "светоносностью" связано и благоговейное отношение к драгоценным камням - тоже как к источнику божественного света, света "ниоткуда" - драгоценные камни голубого и красного цвета украшают головные уборы святых. Важное значение человек средневековья придаёт растительной символике - художник подчёркивает характерные признаки почти всех изображённых растений. У ног Богородица синие соцветия водосбора (аквилегии) - знака Св. Духа, ландыши на створках с изображением св. дев - символ христианской чистоты и непорочности. Повсюду изображены листики фиалки - символ христианской покорности и смирения (это же значение имеет изображение мелких цветов и растений в целом), вспыхивают огоньки клевера - символа Троицы. Большинство растений, изображённых на складне, обладают, по верованиян средневековья, свойством оберегать от всякой нечисти. дьявола и злых духов: пион (Мария), примула (св. Иаков, св. Валентин. св. Барбара). Этим же свойством оберега наделялись кораллы (БР, Младенец, св. Доротея).
Св. Доротея
Вторая половина XV века - время, когда наряду с традиционной темперой получает распространение техника масляной живописи. Складень написан в смешанной манере - темперой и маслом. Поверх плотного слоя темперной краски художник наносит слои прозрачного масляного лака - и цвет словно уходит с поверхности в глубину, просвечивая сквозь тёплую дымку тени. Основной цвет обогащается множеством оттенков - так, глубина тени в складках одежды святых варьируется наслоением на светлый кроющий подмалёвок зелёного или красного лака. Сложно написаны руки и лица святых - здесь художник поверх коричневой краски наносит лёгкие полупрозрачные слои телесных оттенков (от розового до бледно-зеленого). При переводе живописи с дерева на холст объёмность этих участков несколько сгладилась, что побудило реставратора дополнительно обвести контуры. В живописи наружных створок использованы те же цвета, кроме одного - исчезает золото (даже нимбы святых написаны не золотым, а жёлтым цветом) - и вместе с золотом фона уходит торжественная звучность колорита. Колористическое решение здесь иное - сочетание близких тонов - доминирующего тёмно-зелёного и голубого с бледно-зелёным фоном, постепенно высветляющимся до зелёно-жёлтого и смягчающим контрасты густо-зелёного и красного цвета.
|
|