Шестоднев {5352}
The Hexameron
история:
Вероятнее всего, икона "Шестоднев" выполнена по заказу. Причем заказчик был достаточно состоятельным человеком. Об этом свидетельствуют и техника, и качество исполнения. Икона покрыта сусальным листовым золотом, поражает мастерством мелочного письма (тонкой прорисовкой ликов, одежд), яркостью красок, особенно звонко горящих на золотом фоне. Следует отметить, что заказные иконы с обильным применением золота, цировки, ярких красок получили распространение во второй половине XIX в.
Заказной характер иконы отражается и в ее иконографии. Большинство заказчиков являлись "соучастниками" создания иконы благодаря своим пожеланиям: "…написать со старого рисунка лицо, а колера сделать как на иконе Ушакова", "…написать по прилагаемому плану и шаблонам сообразно данному плану" и т.п. Чем выше социальный статус заказчика, тем больше его "вмешательство" и роль.
Для иконы характерны многочисленные изображения Бога Саваофа, в частности две небольшие вставки между праздничными клеймами, выполняющие в первую очередь декоративную функцию; изображения Иоанна Предтечи - клеймо "Усекновение главы", предстоящий Иисусу Христу справа в сюжете Небесной Церкви и Иоанн Креститель с крылами ангельскими как центр композиции "земная Церковь". Можно предположить, что для заказчика он являлся особо чтимым святым.
И, видимо, заказным было клеймо "Тайная вечеря", поскольку в других иконах "Шестоднев" и в иконах, близких по композиции ("Суббота всех святых, с избранными святыми на полях", "Седмица"), писалось клеймо "Омовение ног".
Существовала версия о принадлежности данной иконы к кругу старообрядчества. Одним из признаков определения старообрядческой иконографии является соотношение имен евангелистов с их символическими изображениями: Матфей - ангел, Марк - орел, Лука - телец, Иоанн - лев. В центре композиции иконы Бог Саваоф изображен в зелёной сфере, вписанной в красный квадрат с вытянутыми углами. Каждый угол с символическим изображением ориентирован на изображения евангелистов по углам иконы. Таким образом, получается: Матфей - орёл, Марк - телец, Лука - лев, Иоанн - ангел. Такое соотношение соответствует никонианской традиции. Следовательно, икона не может относиться к кругу старообрядчества.
место:
Самара
Samara
композиция:
Центром композиции средника иконы являются шесть клейм с изображением шести дней сотворения мира. И что интересно, изображение пятого дня не соответствует тексту Библии. "И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее…" - сказано в книге Бытия. И только на шестой день - животных и человека. В данном случае на пятый день наряду с птицами представлены и звери, известные в христианской символике: лев - символ царской власти, белый осёл - священное животное судей, царей и пророков, заяц - символ скоротечности земного бытия, пантера - олицетворение голоса Иисуса, слон - как образ Христа, воздвигающего хоботом падшего Адама. Изображение животных на пятый день сотворения имеется и на иконе "Сотворение света". Так что подобная "ошибка" - случай не единичный. Чем такое объяснить, сказать сложно. Трудно связать это с забывчивостью иконописцев или со сложностью изображения рыбы.

По вертикальной оси над шестодневом - в чаше лежащий Младенец, Иисус Христос, охраняемый Небесным Воинством. Под шестодневом в иерархическом порядке представлена небесная и земная Церковь: Бог Саваоф, Еммануил (образ Иисуса Христа в отроческом возрасте), с двух сторон от них в четыре ряда ангелы, из земных людей представлены предстоящие Иисусу Христу Богородица и Иоанн Предтеча; далее сцена изгнания из рая и в самом низу фигура Иоанна Предтечи с двумя крылами ангельскими. В левой руке он держит свиток со словами из проповеди в пустыне иудейской: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" [Мф. 3, 2]. Вокруг него группируются земные святые.

"Небо" средника иконы дополняют шесть праздничных клейм:
Собор св. Архистратига Михаила

Благовещение

Распятие

Воскресение Христово

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Тайная вечеря

По углам иконы - евангелисты.
На полях многоцветный растительный орнамент, выполненный в технике цировки (процарапывание затупленной иглой красочного слоя до поверхности листового золочения в целях воспроизведения тонкими линиями орнамента по золоту).
оформление:
~1900.
Написана палехскими мастерами. Возможно, в известной самарской иконописной мастерской палешан братьев Белоусовых.
300х360.
№ 14564 (15363) (проставлен на обороте иконы).
посвящённый предмет:
сайт Крамарева И.В. (Самара). К атрибуции иконы "Шестоднев" и выносных запрестольных икон из собрания СОИКМ
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru