Боголюбская Ростовская {5332}
Andrew Bogolyubsky's Virgin of Rostov
история:
Происхождение и время поступления в музей не известны.
место:
Ростов: ГМЗРК
Rostov: museum
композиция:
Христос представлен в небесах в правом верхнем углу иконы в одиночестве.
В левой части иконы представлена Богородица в рост. Она стоит на округлом подобии облака. Правда, это облако изображено на фоне позема, и поэтому как облако почти не воспринимается. Богородица молитвенно обращена к Иисусу Христу. В левой руке Богородица - белый развернутый вниз свиток, на котором хорошо читается надпись: "Г[оспо]дии Ии[су]се Х[рист]е с[ы]не и Б[о]же мои оуслыш м[о]л[и]тву".
Пред Богородица представлены ростовские святые (перечислены снизу вверх и слева направо): в первом ряду - коленопреклоненные святители Леонтий и Исаия, во втором ряду - святители Иаков и Игнатий, в третьем - преп. Авраамий и Исидор блаженный, и в четвёртом -- препп. Иоанн Власатый Милостивый и Пётр царевич.
оформление:
Доска единая, цельная, без шпонок. Ее тыльная сторона, вероятно, обработана скобелем.
Левкас, темпера. За свою долгую историю икона многократно поновлялась.
380х532х26.
№ И-651.
Состояние её было не из лучших, живопись находилась под записями и потемневшей олифой, а изображения святых полностью заклеены папиросной бумагой.
В 1997...98 С.В.Рамп осуществила реставрацию.
В ходе реставрации с торцов и боковых сторон иконы удалено большое количество гвоздей, которые крепили два сменивших друг друга оклада.
К началу реставрационных работ икона оклада не имела.
Гвоздевые отверстия от окладов на лицевой стороне заделаны в ходе последнего поновления, состоявшегося, по всей видимости, на рубеже XIX-XX вв.
Пробное раскрытие, выполненное на левом боковом поле, обнаружило наличие нижележащего красочного слоя.
Цвет записи почти точно воспроизводит темно-зеленый авторский колер.
Икона рентгенографирована в Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской им. академика И.Э.Грабаря.
В результате выявлена крайне плохая сохранность нижележащего красочного слоя.
Почти полностью заново написана фигура БР, практически без подгрунтовки, по голому дереву.
Фигуры Спасителя и святых записаны; несколько изменён абрис двух верхних левых фигур, переписаны тексты свитков, все остальные выполненные белилами надписи также поздние.
Над крайней справа фигурой св. Исидора видны следы плохо сохранившейся надписи, нанесенной коричневой краской.
Ввиду плохой сохранности красочного слоя, находящегося под записью, реставрационный совет раскрытие авторской живописи посчитал нецелесообразным.
В соответствии с заданием совета, с иконы удалена потемневшая олифа, сохранён слой записи, выполнены подлевкаска мелких утрат, тонирование и покрытие защитным слоем.
Итак, ныне плохо сохранившаяся первоначальная живопись скрыта поздней записью.
Но в целом произведение, вероятно, сохранило если не первоначальную живопись, то, по крайней мере, первоначальную иконографическую основу.
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru