Боголюбская Ростовская {5332}
Andrew Bogolyubsky's Virgin of Rostov
- история:
- Происхождение и время поступления в музей не известны.
- место:
- Ростов: ГМЗРК
- Rostov: museum
- композиция:
- Христос представлен в небесах в правом верхнем углу иконы в одиночестве.
- В левой части иконы представлена Богородица в рост.
Она стоит на округлом подобии облака.
Правда, это облако изображено на фоне позема, и поэтому как облако почти не воспринимается.
Богородица молитвенно обращена к Иисусу Христу.
В левой руке Богородица - белый развернутый вниз свиток, на котором хорошо читается надпись: "Г[оспо]дии Ии[су]се Х[рист]е с[ы]не и Б[о]же мои оуслыш м[о]л[и]тву".
- Пред Богородица представлены ростовские святые (перечислены снизу вверх и слева направо):
в первом ряду - коленопреклоненные святители Леонтий и Исаия,
во втором ряду - святители Иаков и Игнатий, в третьем - преп. Авраамий и Исидор блаженный, и в четвёртом -- препп. Иоанн Власатый Милостивый и Пётр царевич.
- оформление:
- Доска единая, цельная, без шпонок.
Ее тыльная сторона, вероятно, обработана скобелем.
- Левкас, темпера.
За свою долгую историю икона многократно поновлялась.
- 380х532х26.
- № И-651.
- Состояние её было не из лучших, живопись находилась под записями и потемневшей олифой, а изображения святых полностью заклеены папиросной бумагой.
- В 1997...98 С.В.Рамп осуществила реставрацию.
- В ходе реставрации с торцов и боковых сторон иконы удалено большое количество гвоздей, которые крепили два сменивших друг друга оклада.
- К началу реставрационных работ икона оклада не имела.
- Гвоздевые отверстия от окладов на лицевой стороне заделаны в ходе последнего поновления, состоявшегося, по всей видимости, на рубеже XIX-XX вв.
- Пробное раскрытие, выполненное на левом боковом поле, обнаружило наличие нижележащего красочного слоя.
- Цвет записи почти точно воспроизводит темно-зеленый авторский колер.
- Икона рентгенографирована в Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской им. академика И.Э.Грабаря.
- В результате выявлена крайне плохая сохранность нижележащего красочного слоя.
- Почти полностью заново написана фигура БР, практически без подгрунтовки, по голому дереву.
- Фигуры Спасителя и святых записаны; несколько изменён абрис двух верхних левых фигур, переписаны тексты свитков, все остальные выполненные белилами надписи также поздние.
- Над крайней справа фигурой св. Исидора видны следы плохо сохранившейся надписи, нанесенной коричневой краской.
- Ввиду плохой сохранности красочного слоя, находящегося под записью, реставрационный совет раскрытие авторской живописи посчитал нецелесообразным.
- В соответствии с заданием совета, с иконы удалена потемневшая олифа, сохранён слой записи, выполнены подлевкаска мелких утрат, тонирование и покрытие защитным слоем.
- Итак, ныне плохо сохранившаяся первоначальная живопись скрыта поздней записью.
- Но в целом произведение, вероятно, сохранило если не первоначальную живопись, то, по крайней мере, первоначальную иконографическую основу.
- посвящённый предмет: