В XVI-XVII вв. жители селения Устинки (ныне Шебекинский район Белгородской области) и насельники расположенной неподалёку Коренской Николаевской мужской пустыни жили в постоянной тревоге.
Со стороны Дикого поля на белгородские окраины часто нападали вооружённые татары, которые убивали и угоняли в неволю местных жителей.
В один из очередных набегов татары на лошадях подъехали к Устинке и остановились на плотине через реку Коренек, рядом с Коренской пустынью.
Монахи пустыни взяли из церкви икону святителя Николая и вместе с жителями селения пришли к плотине.
Татары при виде иконы и творимых молитвословий пришли в замешательство, многие из них с лошадьми попадали с плотины в реку, а остальные побежали в степь.
Древнее предание сообщает, что отражение с помощью иконы святителя Николая татар, напавших на Устинку, произошло 5 мая. Но, к сожалению, исторические источники не сообщают, не только в каком году произошло это событие, но даже в каком столетии.
Скорее всего, отражение нападения татар в Устинке с помощью иконы произошло в промежуток между концом XVII и первой половиной XVIII веков.
Местные жители рассказывают и другое предание об иконе Николая Ратного: будто бы в далёкие времена эта икона явилась в источнике в Устинке и именно в связи с этим здесь была основана мужская пустынь.
Жители Устинки и сейчас охотно покажут то место, где якобы явилась икона.
Образ святителя Николая из Коренской пустыни во все века связывали с ратными делами.
Существует устное предание о том, что с этой иконой шли русские солдаты в 1812 на борьбу с французами, а перед боем с образом Николая Ратного в руках их благословлял сам фельдмаршал М.И.Кутузов.
Вдохновляла она наших воинов и в русско-японскую войну и в других бедах и невзгодах, обрушивавшихся на наше Отечество.
5 июля 1765 по указу Белгородской духовной консистории икона перенесена из Устинки в Белгород.
Каждый год 5 мая в бывшую Коренскую пуcтынь совершался крестный ход.
Икона переносилась в Устинку и оставалась там до 10 мая, а на следующий день приносилась обратно в Белгород.
Крестные ходы в Устинку были для белгородцев большим праздником.
Накануне в Белгород стекалось большое количество богомольцев из близких и дальних городов и сёл Курской и других губерний.
Икона была не просто местной достопримечательностью, а Всероссийским достоянием.
Кто бы и откуда ни приезжал в Белгород, каждый считал своим долгом посетить Св.-Троицкий собор и приложиться к двум святыням, находящимся в нём: нетленным мощам епископа Белгородского и Обоянского святителя Иоасафа и чудотворной иконе Николая Ратного.
Среди посетителей были и российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II.
В память о пребывании Николая II в Белгороде в Свято-Троицком соборе была установлена памятная доска с текстом: «1904 года мая 4 дня, Его Величество Государь Император Николай Александрович в 9 1/2 часов утра изволили проследовать с вокзала в Свято-Троицкий монастырь, где после краткого молебна приложился к чудотворной иконе Св. Николая Ратного и поклонился почивающему Иоасафу».
Последними Романовыми, прикладывавшимися к иконе Николая Ратного, были императрица Александра Фёдоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной, побывавшие в Белгородском Св.-Троицком монастыре 5 декабря 1914.
В ~1922 из ещё действовавшего Св.-Троицкого собора икона исчезла.
В 1923 Св.-Троицкий мужской монастырь был закрыт.
В 1995 икона вновь обретена.
18 мая 1995 с вновь обретённой иконой по старинной традиции состоялся крестный ход в Устинку, в котором приняло участие несколько тысяч человек.
Таким образом, восстановлена старинная традиция.
Еженедельно у иконы проходят молебны с акафистом.