Казанская {5286}
Virgin of Kazan
история:
Довоенная история иконы не ясна.
В 1950 в Англии икону приобрёл для своей частной коллекции в замке Фарли (Farley castle) Ф.А.Митчелл-Хеджез (F.A.Mitcell-Hedges), который после консультации, сделанной экспертом по византийскому искусству в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне Кириллом Бантом (Cyril G.E.Bunt) считал икону той самой, которая явилась в 1579 в Казани.
В 1955 или 1956 Митчелл предлагал купить икону видному иерарху и богослову РПЗЦ архиепископу Сан-Францискому и Западноамериканскому Иоанну.
С именем владыки Иоанна (в миру князя Димитрия Алексеевича Шаховского, 1902 - 89) связано становление автокефальной Православной Церкви в Америке.
Предлагалась икона за «символическую» сумму 92000 фунтов стерлингов, затем предложение о покупке делали и наследники Митчелла, но архиепископ Иоанн не в состоянии был принять его.
В 1962...63 икона хранилась в Сан-Франциско в специальном помещении банка, наследники Митчелла назначили за неё цену в 500000 долларов.
По экспертизе Фрэнка Дорленда (Frank Dorland) икона считалась древней, подлинной, написанной до ~1450, исследование в рентгеновских лучах показало, что на иконе нет записей; камни и алмазы на окладе признаны подлинными.
В Америке было распространено мнение, которого придерживался и владыка Иоанн, что это явленная в 1579 в Казани икона.
В Америке был создан специальный комитет для сбора средств на постройку православного храма, где была бы помещена икона, но это предприятие не удалось.
В конце апреля 1962, фактически сразу после прибытия на территорию США, чудотворная икона была показана на выставке в Окленде (Oakland Exposition Bldg.) во время проведения весеннего шоу «The California Spring Garden and Home Show». Религиозная святыня выставлялась в точной копии часовни Форт Росс.
С 15 августа 1963 образ показан в американских и канадских городах.

В 1964 икона, хранившаяся тогда в Сан-Франциско, выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке, представляя здесь Русскую Церковь.

Образ помещался в специальной часовне, выстроенной по модели часовни во имя Св. Троицы в Форт-Росс, русском укреплённом форте, основанном в 1812 в Калифорнии. Первая часовня здесь освящена святителем Иннокентием Аляскинским, впоследствии митрополитом Московским.
Перед образом в Нью-Йорке молилось множество христиан. Это было выражение почитания многими христианскими народами Божией Матери.
В одном из своих писем архиепископ Иоанн (Шаховской) писал, что наследники г. Митчелла предлагали ему для сбора денег сделать сценарий для Голливуда, в котором была бы описана история иконы, его собственная судьба и деятельность, борьба за икону.
Кроме этого, предлагалось выехать в Россию с группой католиков с экуменической миссией, а затем вернуться с иконой назад.
Эти предложения архиепископом Иоанном были отклонены.
Оставался единственно возможный для него путь — поддержать проект, предложенный католической религиозной миссионерской организацией «Блу Арми» — Армией Девы Марии, явившейся в Фатиме (Blue Army of Our Lady of Fatima), деятельность которой была связана с событиями 1917 года в Фатиме.
Икона помещается в Фатиме, где она будет почитаться как святыня, с условием, что католическая церковь будет распоряжается ею временно, до тех пор, пока не наступит подходящий момент для передачи святыни Русской Православной Церкви, духовным достоянием которой она является.
Через некоторое время «Блу Арми» (Апостолат Святой Фатимы в США) купила икону и образ был помещён для поклонения верующих в Фатиме.
26 февраля 1993 при посредстве архиепископа города Ньюарка (Newark) штата Нью-Джерси монсиньора Теодора Эдгара Мак-Каррика организация «Блу Арми» передала в согласии со всеми юридическими нормами икону папе Римскому Иоанну Павлу II в его полное распоряжение.
В качестве приложения выслано несколько документов:
дарственная на икону Всемирного Апостолата Фатимы (Blue Army США) Святому Престолу;
общее решение (Corporate Resolution) Исполнительного Комитета Всемирного Апостолата Фатимы (the Board of The World Apostolate Of Fatima (The Blue Army Of Our Lady Of Fatima, U.S.A., Inc.) о передаче прав собственности на икону Ватикану для использования чудотворного образа по усмотрению папы римского;
письмо от архиепископа Ньюарка Его Высокопреосвященства Теодора МакКэррика, папского инспектора, подтверждающее право собственности Святого Престола на Казанскую икону и официально уведомляющее о возможности перемещения иконы из Domus Pacis в Фатиме (Португалия) в Ватикан,
и документ, подтверждающий его полномочия.
Икону предполагается вернуть РПЦ, но при этом ставится условие личной встречи папы Римского и патриарха Московского и всея Руси, которая осложнена из-за прозелитической деятельности католиков на территориях России, канонически принадлежащих РПЦ.
В конце октября 2000 папой Римским Иоанном Павлом II был принят мэр Казани К. Исхаков, просивший возвратить икону в Казань к 1000-летию города. Предварительная договоренность была достигнута. До восстановления Казанского собора девичьего монастыря, где находился явленный в 1579 образ, икону предполагалось поставить в Благовещенском Кремлёвском соборе Казани.
4 ноября / 22 октября 2000 в день празднования Казанской иконе в Казанском соборе в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своём слове дал понять, что решать подобные вопросы может только РПЦ.
перемещение:
замок Фарлей: коллекция Ф.А.Митчелл-Хеджеза (1950 - 58)
collection of F.A.Mitcell-Hedges

Сан-Франциско: Банк Калифорнии (1962 - 63)

San Francisco: The Bank of California

д. Фатима (Португалия): монастырь католический (1970 - 93)

Fatima: Domus Pacis

Ватикан: личные покои папы Римского Иоанна Павла II (1993 )

Vatican:
вариант названия:
Казанская Богоматерь замка Фарлей

Чёрная Казанская

Black Virgin of Kazan
композиция:
Лик Богородица прекрасен, …темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере. Лик Младенца в плохой сохранности, и на лике Богоматери нет поновления, как показывает царапина. В глазах празелень черная, абсолютно круглая точка зрачка находится в центре радужки, прожилки глаз белые, под носом заметна празелень. Нос подчеркнут полутонами, с празеленью под губой. Лик Младенца написан той же техникой, при этом верхние его веки отмечены белилами, глаза светло-зеленые, а зрачок - круглая черная точка в центре глаза. Брови едва намечены. Мафорий Богоматери алый с черными описями складок, кайма мафория и две звезды его золотые. Чепец писан темной празеленью с золотыми орнаментальными полосами. Хитон Младенца зеленый, а алый гиматий писан киноварью, оба с золотым ассистом. Нимбы прографлены одной линией. Фон темно-красный, поля - черные.
оформление:
Доска липовая, сильно искривленная возрастом; две шпонки врезные встречные, отсутствуют.
270х311х22.
По стилю письма ее можно отнести к живописной традиции Поволжья и ориентировочно датировать первой половиной — серединой XVIII века.
Иконографически и стилистически икона отличается от более ранних списков с явленного образа: тип лика Богородица не «грекофильский», а более «русифицированный», взгляд Её и лик более, чем на древних образах, обращён к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное.
Оклад XVIII в., позолоченная пластина из серебра.
Оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу — первой трети XIX века, части украшений оклада, возможно, разновременны.
Мотивы оклада с рядами камней отдаленно напоминают вид праздничного оклада явленной в Казани иконы, который надевался на икону в Казанском девичьем монастыре в праздники Рождества Христова, Пасхи, дни празднования Казанской иконе.
Камни, без сомнения, древние. Ювелиры заявили, что цвета и раковины, видимые в четырёх больших изумрудах слева от головы Богородица и в двух - справа, указывают, что они происходят из библейских изумрудных шахт царя Соломона. Остальные изумруды, по их мнению, добыты в русских шахтах в Уральских горах. Сапфиры - хорошего качества, а один, около Младенца, является редкостью по своей прозрачности и бриллиантовому цвету. Рубины являются бирманскими рубинами, а алмазы - смешанного происхождения и смешанного качества, многие из них являются чрезвычайно старыми и изящными.
Всего по счету имеется (~1962):
663 алмаза около 80 карат
158 рубинов около 35 карат
32 изумруда около 220 карат
6 сапфиров около 30 карат
и около 150 жемчужин, некоторые из них неправильной формы.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru