Иконостас {5250}
Altarpiece
история:
Создан по эскизам великого русского художника Н.К.Рериха после его поездки по Италии и городам Древней Руси.
автор:
Рерих Н.К. (иконы для иконостаса)
Nicholas Rerikh

Вашков С.И. (деревянный резной иконостас)

S. Vashkov
место:
Пермь
Perm
порядок сцен:
. . .

Казанская, с праздниками

Virgin of Kazan, with feasts
врата царские
holy gate
. . .
оформление:
1907.
Объёмные рельефные венцы заимствованы из наследия псковской иконописи.
Псковские истоки проступают и в общем сурово-торжественном тоне изложения, и в резких белильных высветлениях ликов, и в определённой иконографической свободе, которую исповедовали псковские мастера, и в приверженности излюбленным цветовым сочетаниям — красно-оранжевому, коричневому и тёмному изумрудно-зелёному.
Можно сказать, художник сознательно стремился именно к такой красочной палитре, чтобы в его иконах, как и в древних образах, всё так же полыхал «жар коричневых и раскалённо-красных тонов». Следует отметить сияние золотых басменных узоров, покрывающих значительную площадь иконостаса. На их фоне выделяются огромные, также покрытые басмой объёмные венцы. Подчас это даже не просто одиночные венцы, но целые диковинные формы, состоящие из нескольких соединённых вместе нимбов. Помимо сияния выступающих рельефов, рериховские иконы то блестят зеркальными плоскостями, то впечатляют теневыми эффектами от углублённого левкаса. Видимо, поначалу на всех иконных досках по не застывшему ещё левкасу продавливался рисунок - наподобие того, что наносил знаменщик. Прокрашенные впоследствии, эти «прориси» своими тенями помогают выявить контур силуэтов, складки одежд и оперенье крыльев.
Красочный слой во многих местах не гладкий, как у иконной темперы, а напротив, шероховатый, пастозный. Более того, мазок часто наносится так, чтобы подчеркнуть изображаемую форму, как это можно видеть у современных живописцев. Продавливание используется и тут. Во многих местах узоры на одеждах получены именно таким рельефным сгущением и разрежением красочного слоя. Разнообразная фактура застывшего мазка — где-то гладкого, как зеркало, где-то пастозного и нарочито рельефного вместе с мерцающей узорной басмой и полированным золотом нимбов на среднике храмовой иконы создаёт своеобразную световую ауру. При свете живого огня лампад и свечей всё это наряду с игрой светотени на объёмных венцах сообщает иконостасу особую мистическую атмосферу. Происходит как бы раздвоение средств выразительности на визуальные и трансцендентные.

Эта идея наглядно проявилась в работе Рериха «Пещное действо» (ГТГ, 1907) - эскизе декорации для постановки мистерии «Три волхва» в Старинном театре в СПб. Действие спектакля происходит в серо-зелёном сумраке внутреннего помещения церкви на фоне высокого иконостаса. Местный ряд его, как и в Пермском иконостасе, состоит из царских врат и шести отдельных икон, включая образы Богоматерь и предстоящих. В эскизе напрочь отсутствует физический свет, дающий тени. Есть только небесный живой огонь, от которого возгораются узоры басменных окладов икон, выявляя на них бесплотные силуэты с нимбами. Всё земное как бы потонуло в полумраке, а изображённое на иконостасе обрело свою истинную божественную суть. Надо полагать, так видел Рерих и свой иконостас в Перми. Отсюда, наверное, столь большое значение орнаментальной стихии металлической басмы и объёмных венцов. Отсюда и та несколько приниженная роль самой живописи икон, написанных под старину, в достаточно тёмной цветовой гамме. Она здесь не единственное средство, а определённое звено более общей художественной системы, призванной не столько к изображению образов, сколько к их символическому преображению. Свет в иконописи Рериха созидает высший мир христианской святости, являясь неким трансцендентным творческим началом. Таким путём художник стремился по-своему воплотить, говоря словами П.А.Флоренского, «самое главное, метафизику света, ибо она есть основная характеристика иконописи».

предмет с изображением:
посвящённый предмет:
библиография {5251}
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru