Вашков С.И. (деревянный резной иконостас)
гал. Худ.
Казанская, с праздниками
Казанская, средник
Поклонение волхвов, вверху
Введение во храм, посредине
Успение, внизу
Благовещение
Евангелисты
Эта идея наглядно проявилась в работе Рериха «Пещное действо» (ГТГ, 1907) - эскизе декорации для постановки мистерии «Три волхва» в Старинном театре в СПб. Действие спектакля происходит в серо-зелёном сумраке внутреннего помещения церкви на фоне высокого иконостаса. Местный ряд его, как и в Пермском иконостасе, состоит из царских врат и шести отдельных икон, включая образы Богоматерь и предстоящих. В эскизе напрочь отсутствует физический свет, дающий тени. Есть только небесный живой огонь, от которого возгораются узоры басменных окладов икон, выявляя на них бесплотные силуэты с нимбами. Всё земное как бы потонуло в полумраке, а изображённое на иконостасе обрело свою истинную божественную суть. Надо полагать, так видел Рерих и свой иконостас в Перми. Отсюда, наверное, столь большое значение орнаментальной стихии металлической басмы и объёмных венцов. Отсюда и та несколько приниженная роль самой живописи икон, написанных под старину, в достаточно тёмной цветовой гамме. Она здесь не единственное средство, а определённое звено более общей художественной системы, призванной не столько к изображению образов, сколько к их символическому преображению. Свет в иконописи Рериха созидает высший мир христианской святости, являясь неким трансцендентным творческим началом. Таким путём художник стремился по-своему воплотить, говоря словами П.А.Флоренского, «самое главное, метафизику света, ибо она есть основная характеристика иконописи».
|
|