Средняя сосредоточена вокруг тела Иисуса, снимаемого с креста.
На нимбе Христа начертаны слова: CORONA GLORIE (венец славы), а в нижней части обрамления строка из 87-го псалма: ESTIMATVS SVM CVM DESCENDENTIBVS IN LACVM (Я сравнялся с нисходящими в могилу).
Отказ от повествовательных деталей, используемых обычно в трактовке темы, трогательные жесты персонажей, совершающих действо, и лишенная какой-либо внешней патетики застылость погружённых в скорбь зрителей находят свое объяснение в надписях, уподобляющих картину скорее проповеди, чем рассказу. Она предполагает определенный ход размышлений о страданиях Христа. Корона славы, венчающая жертвенную смерть Иисуса, скорбь Его Матери, не сравнимая ни с какой человеческой скорбью, слёзы женщин над невинной жертвой распятого ради их собственных сыновей, тело Спасителя как символ будущего Воскресения.
Представляет интерес само мастерство построения сцены. Замысел композиции не подчиняется готическому обрамлению, избранному Лоренцо Монако. С боковых сторон сцену замыкают стоящие фигуры, чьё вертикальное положение акцентировано слева - башней на заднем плане, справа - стволом дерева. В центральной части также выделены вертикали, намеченные мотивами лестницы и креста, а также правой рукой Никодима, опускающего тело, и прямостоящей фигурой св. Иоанна. Тело Христа образует диагональ на плоскости, обозначенной лестницей, его распростёртые руки - линию, пересекающую эту диагональ; голова Христа склонена на левое плечо, так что его удлинённая переносица прочерчивает горизонталь, параллельную ступеням лестницы и перекладине креста.
http://www.kontorakuka.ru/countries/europe/italy/culture/sanmarco2.htm - 220 k
http://www.ssga.ru/erudites_info/art/fra_anjelico_pic/fra_anjelico_pic/23_56_1.jpg - 263 k
|
|