СПб: ГЭ (1956 )
"Покров" в виде Богородица Оранты с распростёртым над ней покрывалом, летящими ангелами и группами святых по сторонам известен псковскому искусству ещё со времени снетогорских фресок начала XIV в. "Новгородский" извод как бы совмещает еженедельное "обычное чудо", совершавшееся с давних пор, и видение Андрея Юродивого, происходившие во Влахернском Константинопольском храме, где по преданию хранился мафорий БР. По тексту жития, Андрей вместе с учеником своим, отроком Епифанием, во время всенощной увидел БР, Которая в сопровождении святых после молитвы подошла к алтарю, сняла с Себя мафорий и простерла его над молящимися. На иконах рассматриваемого типа покров изображается красным, мафорий был темным), и несут его над Богородица ангелы,что,видимо, идет от еженедельного обряда в храме, когда закрывавшая образ Богородица завеса-покров в пятницу чудом поднималась к небу и в субботу опускалась. Следует отметить, что псковская икона имеет иконографические детали, только ей присущие: индивидуальный подбор минимального количества персонажей и своеобразная трактовка архитектурного фона. Одной из особенностей псковской живописи является архаичность стиля, проявившаяся и в "Покрове", что затрудняет его датировку. Богородица величава, как в искусстве очень старой поры. Неизмеримо мелки рядом с Ней фигуры остальных персонажей. Их статичность, неподвижность поз, симметричность расположения нарушаются лишь обязательным для иконографии сюжета поворотом фигуры Андрея и жестом его руки, а монументальность и статичность Богородица смягчена беспокойными складками одежд и выставленной далеко вперед ногой, что очень напоминает постановку фигур в псковской иконе XIV в.
Иконография псковской иконы при внешнем сходстве с новгородской имеет индивидуальное отличие: в среднем регистре вместо изображены Иоанн Предтеча и два апостола - Иоанн Богослов и Петр (?), внизу Никола и апостол Павел (?),возле Епифания нет мучеников. Перечисленные особенности не имеют аналогий в известных памятниках на этот сюжет и,видимо, являются изобретением художника. Новгородская ориентация ощущается в типе ликов, особенно БР, ангелов, Епифания и в отдельных деталях, ближайшие аналогии которым находим в новгородских иконах 15 в.: архитектурный фон - пятикупольный храм с постаментом под каждым барабаном в иконе Покрова первой половины XV в. (ГТГ), тип надписи на фоне,воспроизводящей слова Андрея Юродивого из "Сказания о Покрове" в Прологе (славяно-русский церковно-учительный сборник,широко распространенный в Древней Руси) первой половины XIII в. новгородской редакции - в одноименной иконе середины - второй половины XV в. (ГТГ). Строгая, лаконичная композиция публикуемой иконы проникнута движением, направленным к БР, доминирующее значение Которой подчеркнуто крупным масштабом и четким силуэтом Ее фигуры. Монументальная постановка Оранты, суровый асимметричный лик, взметнувшиеся складки рисуют образ динамичный, полный силы и могущества. Композиционное решение подчинено главной идее - прославлению Богородица - Заступницы, под "покровом" которой спасаются все нуждающееся. Оригинальная иконография, а также сумрачная палитра - устойчивые признаки псковского иконописания.
http://krupets.nm.ru/pokrov/icons/pokrov08.jpg
http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pokrov/
|
|