Покров {4276}
Intercession
перемещение:
Псков: музей ( - 1956)
Pskov: museum

СПб: ГЭ (1956 )

St.-Petersburg: Hermitage
композиция:
На иконе изображен храм в виде сложного пятиглавого покрытия, опирающегося на четыре колонны с капителями. Характерны разновеликие купола и барабаны, ступенчатые скаты и уступчатые стены, разной формы оконные проемы, кресты с полумесяцем. Пространство между колоннами является внутренней частью храма с хорами, закрытыми царскими вратами, арочным проёмом. В центре композиции над царскими вратами представлена крупная фигура Богородица Оранты, стоящей на облаке. Над ней полуфигура Христа и раскинутое красное покрывало, поддерживаемое двумя летящими коленопреклонёнными ангелами. По сторонам симметричные группы из равного числа святых, обращённых к БР. Шесть поясных святых размещены на хорах, трое из них в белых крестчатых святительских ризах (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов), трое в разноцветных одеждах (на двух плащи). Ниже четыре фигуры в рост: Иоанн и Никола на фоне глухой стены, Андрей и Епифаний у проема арки. Колорит строится в основном на противопоставлении желто-красно-коричневых тонов с голубовато-синими и глухими зелеными. Фон и поля золотисто-желтые, опушь красная, на верхнем поле широкая, на боковых - узкой полосой. Санкирь оливковый, вохрение светлое с легкой подрумянкой, положено большими плоскостями (лик БР) и мазком, порой длинным, особенно примечательно рисующим форму (лик Иоанна). Пробела яркие по форме высветлений. Рисунок ликов красно-коричневый. На нимбах, очерченных графьей (у Богородица двойной), остатки позолоты.

"Покров" в виде Богородица Оранты с распростёртым над ней покрывалом, летящими ангелами и группами святых по сторонам известен псковскому искусству ещё со времени снетогорских фресок начала XIV в. "Новгородский" извод как бы совмещает еженедельное "обычное чудо", совершавшееся с давних пор, и видение Андрея Юродивого, происходившие во Влахернском Константинопольском храме, где по преданию хранился мафорий БР. По тексту жития, Андрей вместе с учеником своим, отроком Епифанием, во время всенощной увидел БР, Которая в сопровождении святых после молитвы подошла к алтарю, сняла с Себя мафорий и простерла его над молящимися. На иконах рассматриваемого типа покров изображается красным, мафорий был темным), и несут его над Богородица ангелы,что,видимо, идет от еженедельного обряда в храме, когда закрывавшая образ Богородица завеса-покров в пятницу чудом поднималась к небу и в субботу опускалась. Следует отметить, что псковская икона имеет иконографические детали, только ей присущие: индивидуальный подбор минимального количества персонажей и своеобразная трактовка архитектурного фона. Одной из особенностей псковской живописи является архаичность стиля, проявившаяся и в "Покрове", что затрудняет его датировку. Богородица величава, как в искусстве очень старой поры. Неизмеримо мелки рядом с Ней фигуры остальных персонажей. Их статичность, неподвижность поз, симметричность расположения нарушаются лишь обязательным для иконографии сюжета поворотом фигуры Андрея и жестом его руки, а монументальность и статичность Богородица смягчена беспокойными складками одежд и выставленной далеко вперед ногой, что очень напоминает постановку фигур в псковской иконе XIV в.

Иконография псковской иконы при внешнем сходстве с новгородской имеет индивидуальное отличие: в среднем регистре вместо изображены Иоанн Предтеча и два апостола - Иоанн Богослов и Петр (?), внизу Никола и апостол Павел (?),возле Епифания нет мучеников. Перечисленные особенности не имеют аналогий в известных памятниках на этот сюжет и,видимо, являются изобретением художника. Новгородская ориентация ощущается в типе ликов, особенно БР, ангелов, Епифания и в отдельных деталях, ближайшие аналогии которым находим в новгородских иконах 15 в.: архитектурный фон - пятикупольный храм с постаментом под каждым барабаном в иконе Покрова первой половины XV в. (ГТГ), тип надписи на фоне,воспроизводящей слова Андрея Юродивого из "Сказания о Покрове" в Прологе (славяно-русский церковно-учительный сборник,широко распространенный в Древней Руси) первой половины XIII в. новгородской редакции - в одноименной иконе середины - второй половины XV в. (ГТГ). Строгая, лаконичная композиция публикуемой иконы проникнута движением, направленным к БР, доминирующее значение Которой подчеркнуто крупным масштабом и четким силуэтом Ее фигуры. Монументальная постановка Оранты, суровый асимметричный лик, взметнувшиеся складки рисуют образ динамичный, полный силы и могущества. Композиционное решение подчинено главной идее - прославлению Богородица - Заступницы, под "покровом" которой спасаются все нуждающееся. Оригинальная иконография, а также сумрачная палитра - устойчивые признаки псковского иконописания.

оформление:
15 в.
Доска липовая,продолговатая, из двух частей, ковчег глубокий, лузга отлогая, верхнее и нижнее поля шире боковых, две односторонние врезные шпонки.
Паволока, левкас,темпера яичная,позолота(золото листовое).
Основные краски: охры, киноварь, сине-голубая, зелень, белила, черная.
510х740х25.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
сайт krupets
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru