Иверская {3104}
Ivery Virgin
подлинность:
список I
copy I
история:
Архимандрит Новоспасского монастыря в Москве Никон много слышал о чудесах Иверской Богоматерь на Афоне. Во время пребывания в Москве иверского архимандрита Пахомия он просил снять точную копию с чудотворного образа и прислать её в Москву, что и было исполнено.
Икона предназначалась для создававшегося на Валдайском озере монастыря Иверской Богоматерь.
Когда архимандрит Пахомий, ездивший в Москву собирать приношения в пользу Афонких обителей, вернулся в свой Иверский монастырь, он собрал всю братию, в числе 365, и сотворили они вместе великое молебное пение с вечера и до утра, святили воду со св. мощами и этой св. водой обливали чудотворную икону Богоматерь, старую Вратарницу, и, собрав ту воду в большую чашу, обливали ею новую кипарисную доску и опять, собрав ту воду в чашу, служили божественную литургию с великим усердием и верой, а после литургии дали ту св. воду иконописцу благочестивой жизни, преп. иноку и духовному отцу Иамвлиху Романову, чтобы, смешав св. воду с красками, он написал св. икону. Во время написания иконы иконописец только в субботу и воскресение употреблял пищу.
В помощь ему братия совершала всенощные и литургии дважды в неделю.
Новый список ничем не разнился от подлинника, ни длиною, ни шириною, ни ликом, одним словом - "новая аки старая".
13 октября 1648 икону встретили у Воскресенских ворот царь Алексей Михайлович со всем семейством, патриарх московский Иосиф с духовенством, бояре и множество народа.
С иконы сняли списки для царя, царевен, патриарха и некоторых бояр.
Для иконы у Воскресенских ворот на Красной площади выстроена часовня, таким образом, и в первопрестольной столице российской икона стала находиться "на вратах" - полностью оправдывая свое исконное наименование Вратарницы.
В 1654 икона дана в напутствие воинству, шедшему против польского короля.
Икона прославилась исцелениями больных. В часовне хранится рукописная книга, в которой записаны многочисленные чудеса.
В 1742 по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны часовню, почти полуразвалившуюся, сломали. Икона оставалась здесь на открытом месте.
В 1745 игумен Перервинского монастыря Виктор с братией просили консисторию "для охранения иконы от дождя и снега дозволить вместо бывшего деревянного чулана устроить каменный приделок".
Весной 1746 приступили к постройке часовни.
В 1812 икона временно вывезена во Владимир (или Муром викарием Августином), по изгнании неприятеля возвращена на место.
По приглашению желающих икона развозилась по домам; чтобы часовня не оставалась без святыни при выносе её в город, написана другая подобная икона, находящаяся в часовне.
В России было несколько списков "Иверской", сделанных в XVII веке, но ни один из них не приобрёл всенародного значения, подобно "Московской-Иверской".
автор:
Романов Я.
Romanov Y.
место:
Москва
Moskow
композиция:
Богородица и Младенец с архангелами и апостолами
Virgin and Child with archangels and apostles
оформление:
1648.
Внизу помещена подпись и дата:
"ЯВЛИХУ ГРАФЯТОТАЄСVNЮNwТРwПИN Уw??wЗ IВЕРw КЛЛI?•ЄwT zPNS" (...7156, то есть 1648).
В 1758 за счёт вклада доброхотных дателей на икону художником Василием Кункиным сделана золотая риза.
В 1790 вместо этого оклада устроена богатейшая золотая риза с венцами весом 11,3 кг. Образ украшен жемчугом и драгоценными каменьями.
Пред иконой теплится множество золотых и серебряных лампад.
предмет с изображением:
выставка:
"Древности монастырей Афона X-XVII веков в России. Из музеев, библиотек и архивов Москвы и Подмосковья". Москва. ЦМДКИ. 2004.
праздник:
26/13.Х - принесение в Москву в 1648 по пятницам в 17.00 совершается богослужение с чтением акафиста перед иконой
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru