Тондо неизменно приписывалось Фра Филиппе Липпи, пока в 1932 Бернсон не высказал предположение, что композиционный эскиз, а отчасти и живописное исполнение осуществлено Анджелико и его помощником в ~1442, а завершил картину Липпи. Позднее эта точка зрения была отвергнута, и тондо вновь приписали Липпи. Однако в обоих случаях мнение исследователей основывалось на анализе изобразительного языка, а не композиционного замысла картины.
Если внимательно всмотреться в руины зданий слева - деталь, характерную для произведений Фра Филиппе Липпи, а затем в городскую стену, изображение которой часто встречается в живописи Анджелико, то различие между ними окажется столь разительным, что мы вынуждены будем признать: замысел картины принадлежит двум авторам. Подобное заключение подтверждается и неправильной формой хлева в центре композиции, представляющей своего рода компромисс между двумя несовместимыми между собой подходами к передаче предметов в пространстве. В правой части композиция носит более наивный характер, следовательно, логично предположить, что работа над картиной начиналась с этой стороны. В этом нас убеждает и то, что фигуры слева написаны Липпи, а справа в глубине - либо Анджелико, либо кем-то из его мастерской.
Образцами для сравнения должны служить, конечно, не иконостас Сан Марко или другие живописные произведения мастера 1440-х годов, а его композиции для створок шкафа {2766}; подобное сходство убедительно показывает единственная из главных фигур тондо, выполненная Анджелико, - сидящая в центре БР, чей тип и наклон головы не имеют ничего общего с образами Фра Филиппе, а перевитые косы воспроизводят прическу из сцены Три Марии у гроба Господня на створке шкафа {2766}. Из всего сказанного следует, что ошибкой Бернсона было не объяснение генезиса картины, а её датировка.
Липпи Ф.Ф.
Вашингтон: гал. Нац.
http://www.kfki.hu/~arthp/art/a/angelico/magi.jpg
|
|