В январе 1451 живописец Пьетро дель Массайо получил плату за - как говорит запись - "insegnare dipingere 1'armario" ("показ того, как выглядит роспись шкафа"). Такая формулировка вполне может означать подготовительные картоны.
В 1460 Фра Доменико да Корелла в своём сочинении Theotocon упомянул эти композиции как работы Анджелико, и уже одно это не позволяет отрицать причастность к ним художника, как то делают некоторые критики. Композиции, приписываемые непосредственно Анджелико, составляют блок из девяти картинок; следующие три сцены выполнил молодой тогда мастер Бальдовинетти, так же как, по-видимому, и шесть ныне недостающих сцен. Остальные двадцать три эпизода написаны в манере Анджелико, но другой рукой. Некоторые из них следуют мотивам его фресок в Сан Марко, например, Осмеяние Христа, Несение креста (Богородица напоминает соответствующую фигуру во фреске на ту же тему), Коронование Богородицы (центральная группа варьирует фресковую композицию из кельи N 9). Было бы несправедливо видеть в данных сценах простое копирование манеры Фра Анджелико, а мастерский замысел ряда мотивов - пейзажный фон, объединяющий эпизоды Распятия и Снятия одежд с Христа, архитектура в сцене Омовения ног, диагональное построение композиции Оплакивания наводят на мысль о том, что сам художник выполнил по меньшей мере композиционные рисунки для цикла.
Программа, очевидно, составлена до начала живописных работ самим Анджелико либо при его участии. Ключ к ней находим в первой и последней композициях, одна из которых выполнена под руководством мастера, другая - живописцем, заканчивавшим роспись шкафа.
Несмотря на то что сцены по-разному трактованы и состояние их сохранности неравноценно, девять первых из них имеют ясную композиционную схему, в которой выявлены наиболее существенные черты поздней манеры Анджелико.
Необходимо подчеркнуть, что в композициях нет ничего архаического. Они показывают, что до последних лет жизни Анджелико не был чужд новаторскому в искусстве. Различие почерков в исполнении сцен для створок шкафа наиболее убедительно можно было бы объяснить тем, что работа Анджелико прервалась из-за нового заказа.
музей собора св. Марка
SURGE ACCIPE PVERVM ET MATREM EI ET FVGE INEGIPTVM.MACTEI.II.C." (предупреждение Иосифу о Бегстве в Египет, вложенное св. Матфеем в уста ангела).
http://www.ssga.ru/erudites_info/art/fra_anjelico_pic/fra_anjelico_pic/23_75_1.jpg
ЄCCE CONCIPIES IN VTERO ET PARIES FILIVM ET VOCABIS NOMEN EIVS IHESVM.LVCE.I.C." (слова св. Луки о Благовещении: И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус).
Обрезание Христа
Распятие с предстоящими
Рождество
23_74_3 - 19 k
Сретение
XXXV
|
|