Армадио дельи Ардженти {2766}
Armadio degli Argenti
история:
Согласно Хронике Бенедетто Деи, композиции заказаны Пьеро Медичи для украшения створок шкафа, в котором хранилась серебряная утварь, поднесенная Мадонне Аннунциате.
Заказ связан с проектом переустройства молельни Пьеро Медичи, располагавшейся между капеллой Мадонны Аннунциаты и монастырской библиотекой, а так как свод над ней не был возведен до 1451, то заказ следует датировать либо этим, либо предыдущим годом.

В январе 1451 живописец Пьетро дель Массайо получил плату за - как говорит запись - "insegnare dipingere 1'armario" ("показ того, как выглядит роспись шкафа"). Такая формулировка вполне может означать подготовительные картоны.

Последняя оплата за шкаф произведена в 1453, когда, вероятно, композиции и были размещены на двух его дверках, открывавшихся наружу; впоследствии, в 1461...63, их заменили одной створкой.

В 1460 Фра Доменико да Корелла в своём сочинении Theotocon упомянул эти композиции как работы Анджелико, и уже одно это не позволяет отрицать причастность к ним художника, как то делают некоторые критики. Композиции, приписываемые непосредственно Анджелико, составляют блок из девяти картинок; следующие три сцены выполнил молодой тогда мастер Бальдовинетти, так же как, по-видимому, и шесть ныне недостающих сцен. Остальные двадцать три эпизода написаны в манере Анджелико, но другой рукой. Некоторые из них следуют мотивам его фресок в Сан Марко, например, Осмеяние Христа, Несение креста (Богородица напоминает соответствующую фигуру во фреске на ту же тему), Коронование Богородицы (центральная группа варьирует фресковую композицию из кельи N 9). Было бы несправедливо видеть в данных сценах простое копирование манеры Фра Анджелико, а мастерский замысел ряда мотивов - пейзажный фон, объединяющий эпизоды Распятия и Снятия одежд с Христа, архитектура в сцене Омовения ног, диагональное построение композиции Оплакивания наводят на мысль о том, что сам художник выполнил по меньшей мере композиционные рисунки для цикла.

Следует отметить, что в последних сценах палитра, особенно интенсивное применение желтой краски, отличается от характерной для Анджелико.

Программа, очевидно, составлена до начала живописных работ самим Анджелико либо при его участии. Ключ к ней находим в первой и последней композициях, одна из которых выполнена под руководством мастера, другая - живописцем, заканчивавшим роспись шкафа.

Несмотря на то что сцены по-разному трактованы и состояние их сохранности неравноценно, девять первых из них имеют ясную композиционную схему, в которой выявлены наиболее существенные черты поздней манеры Анджелико.

Необходимо подчеркнуть, что в композициях нет ничего архаического. Они показывают, что до последних лет жизни Анджелико не был чужд новаторскому в искусстве. Различие почерков в исполнении сцен для створок шкафа наиболее убедительно можно было бы объяснить тем, что работа Анджелико прервалась из-за нового заказа.

автор:
Анджелико Ф.
Fra Angelico
место:
Флоренция
Florence
композиция:
I Бегство в Египет
Flight to Egypt Благовещение
Annunciation Видение св. Иезекииля
Vision of St Jezekil Вифлеемское избиение младенцев
Bethlehem massacre of the Innocents Крещение
Baptism

Обрезание Христа

Circumcision of Christ Отрок Христос среди учителей иудейских
Disputation with the Doctors Поклонение волхвов
Adoration of the magi Преображение
Transfiguration

Распятие с предстоящими

Crucifixion with attendants

Рождество

Nativity Свадьба в Кане
The marriage feast in Cana

Сретение

Candlemas Три Марии у гроба Господня

XXXV

оформление:
1451...53.
Tempera on wood.
Шкаф для хранения серебряной утвари.
Ныне сохранилось тридцать пять композиций, однако первоначальное их число могло быть большим, так как почти все сцены читаются слева направо. Исключение составляют три картинки - Брак в Кане, Крещение Христа и Преображение, где действие развёртывается сверху вниз. Похоже, что каждая из них замыкала блок из девяти эпизодов, изображавших земную жизнь Христа от младенчества до Его зрелых лет.
В верхнем и нижнем полях композиций помещены ленты с текстами из Ветхого и Нового Заветов соответственно.
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru