Больше всего восторгов вызывает апсидная икона Богоматерь.
Когда приходится писать Богоматерь, шествующую над землёю в небесном пространстве, художник, даже при всём желании, не может забыть, изгнать из своего воображения, Рафаэлеву Сикстинскую Мадонну.
Лишь незнакомые с историей Рафаэлева творчества могут указывать на академические недостатки этой глубочайшей картины.
Не мог эмансипироваться от неё и В.М.Васнецов.
Как у Рафаэля, так и у него, Мадонна шествует на облаках, но у первого воздух насыыщен небесными силами, - облако ангелов неподражаемой красоты окружает Её и способствует спокойному и плавному движению Её широких одежд, падающих изящными складками; у Мадонны же Васнецова бурный ветер треплет Её плащ и образует угловатый общий контур, выбрасывая концы плааща.
Поразительно царственное спокойствие Владыки Христа, несомого Его Матерью, - у Рафаэля; у Васнецова же Младенец, некрасиво размахивая руками, рвётся от Матери, которая нимало не тревожится этим.
Нечто монашеское чувствуется в Мадонне Ванецова, нечто специальное, тогда как у Рафаэля вы видите идеал Девы в полном расцвете красоты.
Первоначально, как и у Рафаэля, В.М.Васнецов изобразил свою Мадонну на фоне неба, даже киевкого; потом, и очень неудачно, небо сменилось золотым фоном с прибавкою совсем незначительных ангелов, расположенных один над другим, как на иконе Чимабуэ.
В новом соборе потребовалась эта икона в соответствии с Нерушимою стеной.
Но тотчас же обнаруживается бòльшая осмысленность древней иконы.
По символическому церковному толкованию, алтарь соотвествует царству небесному, царицею коего является Богоматерь.
Там Она, чистейшая из земнородных, ходатайствует за грешный род людской, молится и предстательствует за него перед Божественным Сыном своим, Царём Цареё, воскресшим из мёртвых и восседающим на престоле славы одесную Отца.
Согласно с этим, на Нерушимой стене Богоматерь изображена в златоканной пурпурной царской одежде, в молитвенном положении, с воздетыми руками.
На многих памятниках можно видеть на лоне её медальон с изображением Эммануила (наша икона Знамение), но это знаменует, что Она была вместилищем и носительницею Того, Кого не могут вместить все неизмеримые небеса, что Она шире небес, platitera tvn onranvn.
На руках Её не может быть Сына Младенца, ибо так бывало на земле, на небесах же уже нет Младенца, а пребывает Христос Вседержитель.
Рафаэль писал картину для храма католического, символическое значение частей коего - иное, нежели в греческой церкви, да и вообще где расписание не имеет точной и строгой регламентации, как в православной церкви.
Ванецовская Мадонна, не вполне удовлетворяя требованиям художественной красоты, вместе с тем совершенно неуместна там, где находится.