Иконостас {2550}
Altarpiece
история:
Написана для монастыря Сан Доменико, как считалось, либо до 1430, либо между 1430 и 1438.
Если такая датировка верна, то трудно объяснить низкую точку зрения и систему перспективных линий, сходящихся на переднем плане композиции, - приём, впервые применённый во Флоренции лишь в 1440-е годы в иконостасе св. Лучии Доменико Венециано. Очевидно, что произведение Анджелико было задумано намного позже. Деталь, которую часто приводят в доказательство ранней датировки - готическая форма шатра над троном. Однако в ватиканской капелле фигуры Отцов Церкви представлены под аналогичными балдахинами. Шатёр в иконостасе поддерживают витые колонки, а не плоские пилястры, как во фресках капеллы, но над капителями этих колонок имеются и пилястры (странный, впрочем, архитектурный элемент), и они такие же, как в изображении балдахина в Ватикане.

Позднюю датировку подтверждает также трактовка фигур ангелов, окруживших трон: их локоны тщательно завиты, одеяния падают строгими прямыми складками. В этих образах нет ничего общего с ангелами из иконостаса св. Марка {4154}, зато содержится явная параллель ангелам в росписи свода капеллы Сан Брицио в Орвьето {5091}.

Известный исследователь итальянской живописи характеризовал Коронование Богородицы как "одну из немногочисленных работ, в которой Фра Анджелико отбросил свое постоянное стремление придерживаться новшеств, используемых в окружающей его художественной среде". Но истина заключается скорей в том, что концепция иконостаса не могла быть воплощена с помощью перспективных приёмов, применявшихся Анджелико до того времени. В его более раннем Короновании Богородица из Санта Мария Нуова ряды святых уходят в глубину, постепенно уменьшаясь в размерах, за ними в отдалении видны ангелы, значимость же фигур Богородица и Младенца, хотя и меньших, чем фигуры переднего плана, утверждается благодаря особому положению, занимаемому ими в композиции. В ~1450 подобное решение для мастера было неприемлемо, ибо проблема состояла в том, чтобы перенести сцену из умозрительного в такое же реальное пространство, как в иконостасе св. Марка {4154}. Однако пирамидальное построение первого плана, как в иконостасе св. Марка, излишне акцентировало бы ряды святых впереди и недостаточно - фигуры на вершине композиции. В результате художник принял компромиссное решение. Он избрал низкую точку зрения - в иконостасе св. Лучии Доменико Венециано уже дал образец её мастерского применения, - передний план дан в перспективе, шатёр над троном изображен снизу, а занимающие промежуточную между ними пространственную зону ступени переданы чисто эмпирическим способом.

Это единственная из больших алтарных картин Анджелико, в которой точка схода линий не совпадает с повествовательным фокусом, хотя, впрочем, сосуд с благовониями в руке Марии Магдалины так же находится на центральной вертикали композиции, как и чаша в Посвящении св. Лаврентия в диаконы в Ватикане. Участие в исполнении Коронования Богородица мастерской художника отрицательно сказалось на её качестве, что особенно заметно в правой части композиции. Приведём лишь три примера: неправильный рисунок колеса, которое держит св. Екатерина, и склоненной головы крайней справа святой, и диаконы с пустым выражением лиц над ней. Такие детали были бы немыслимы в собственноручной работе мастера. Части композиции, написанные им самим, особенно фигуры Христа и БР, сильно отличаются от работы помощников. Иконостас, видимо, ещё не был закончен, когда Анджелико умер.

Принадлежит к той части луврской коллекции, которая привезена бароном Виван-Деноном из Тосканы.
It is one of the most famous of Fra Angelico's works.
It is a good example of the painter's art of tempera painting with fresh colours that have not changed.
автор:
Анджелико Ф.
Fra Angelico
перемещение:
Фьезоле: церковь св. Доминика (1453 - )
Fiesole: church San Domenico

Тоскана ( - 1812)

Париж: Лувр (1812 )

Paris: Musee du Louvre
композиция:
Коронование БР
Coronation of the Virgin пределла
predella
оформление:
1450...53.
Панель, темпера. Форма - 8-угольник (верх - усечённый треугольник с уступами).
Tempera on panel.
2110х2400.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru