Композиция иконы построена таким образом, что зритель воспринимает событие как бы через большой портал с двумя колоннами по краям. Действие происходит на фоне стены здания, которое завершается балюстрадой и тремя круглыми башнями. За ложем Анны изображён столик, который сервирован на двоих. На нём в центре - большое блюдо, вокруг - разнообразная посуда, в том числе стопки, бокалы, кувшин, ножи, ложки и крендели. Иоаким изображён с другой стороны стола, сидящим на стуле. При этом, ножи и ложки расположены перед родителями Марии, а стопки с правой руки, то есть здесь явное представление домашнего торжества. Три женские фигуры - молодые служанки, ещё более усиливают домашнюю обстановку. В руках у первой - блюдо с едой. Сцена обмывания новорожденной Марии, которая изображена не только запеленатой в белое, но и в перевязи, происходит не у ложа Анны, а в отдельном помещении. Бытовые реалии, в изобилии имеющиеся на иконе, показатель времени создания иконы. На рубеже 17 - 18 вв. в иконописи Заонежья заметны новые живописные веяния. В условный язык иконописи проникают реалистические элементы, которые заметны на праздничных иконах из иконостасов кижских храмов.
Лоно Авраамово
Собор Богородицы
В нижней части иконы, слева – женская фигура, олицетворяющая землю, приютившую в вертепе Богородицу с Младенцем, справа пустыня с яслями, вместившими Младенца. Внизу – род людской, который представлен разными ликами святых. В композиции все образы - и изображенные реалистично, и аллегории - объединены одной идеей: воздаяния благодарности. К специфическим чертам преображенской иконы относится разнообразие ликов святых от «рода человеческого». Он представлен ликами праведников, преподобных, апостолов, пророков, мучеников, среди которых есть воины. Такой расширенный состав святых более характерен для иконографии «О тебе радуется». Необычно также наличие на переднем плане справа большой группы жен, с коленопреклоненными монахиней и пустыножительницей. Все изображенные на иконе имеют пояснительные надписи, а ангелы держат свитки с текстами, поясняющими видение рождественского чуда и славящими Богородицу.
Мастерская «кондопожского мастера» пользовалась большой популярностью, её работы в большом количестве сохранились в Заонежских храмах. Персонажи икон этой мастерской полны динамики. Например, на иконе «Собор Богоматери» волхвы изображены в столь стремительном и синхронном движении, что возникает ощущение их перемещения (полёта) в пространстве. Помимо жизненной активности персонажей и бытовых реалий, для икон этой группы характерны большие пейзажные пространства, исполненные в охристом (земном) колорите. Традиционные иконописные горки здесь отсутствуют. Пейзаж на иконе выполнен в виде дугообразных холмов, написанных послойно. В основе - золотистая охра, которая перекрыта более тёмной охрой или светлокрасным колером, а вершины холмов оформлены дробными коричневыми штрихами - мазками. Пейзаж расцвечен травами (в виде чёрных и красных листьев, собранных в кустики). На данной иконе пейзаж занимает 2/3 ковчежного пространства. Верхняя его часть, в центре которого в двухцветном (синем и красном) ореоле изображена БР, написана светлой охрой. Нижняя, приближенная к зрителю, с множеством фигур святых, возносящих хвалу БР, выполнена в зелёных тонах. Живописное решение иконы, её композиция и сюжетная сторона - яркий показатель творческого подхода иконописца, много потрудившегося для заонежских храмов в середине - второй половине 18 в.
. . .
|
|