Брянский Успенский Свенский монастырь, Брянский уезд Орловской губ. (1288 - 1925)
monastery of Dormition
место:
собор Успенский
cathedral of Dormition
ЦГРМ (1925 - 1930)
М.: ГТГ (1930 )
Moscow: Tretyakov gallery
композиция:
На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне в одну ступень величественно восседает БР; правая Её стопа утверждена на малом камени, или подножии, а левая покоится на амвоне.
На коленях Богородица воссидит Младенец и благословляет десницей и шуйцей. В этом можно видеть связь с вечным архиерейством Иисуса Христа. Богородица держит Младенца обеими руками.
По сторонам трона стоят св. Антоний (справа в куколе) и Феодосий Печерские, киево-печерские чудотворцы.
Представлены в крупном масштабе, благодаря этому находятся совсем близко от престола.
В руке со стороны трона они держат развёрнутые свитки, другой рукой указывают на БР.
Свитки с текстами их поучений непосредственно соприкасаются с колоннадой, которая поддерживает подножие престола.
На свитке у Феодосия написано: "Молю вы, братие, подвигнемся постом и молитвою, попечёмся о спасении душ наших, возвратимся от злоб наших и от путей лукавых, взыщем бога рыданием, слезами, пощением, бдением, покорением же и послушанием.
Да тако обрящем мать сущего него. Еще же возненавидим мир сей, всегда поми..."
Пластика фигур и ликов Богородица и Младенца условна, а одежды имеют сложно громоздящиеся драпировки с глубокими тенями и бликами.
Между тем фигуры свв. иноков написаны гораздо свободнее, их рельеф мягче, а лики выражают столь искреннюю и тёплую веру, столь глубокое смирение и сердечность, что заставляют вспомнить русские иконы XV в. кисти Андрея Рублева, Дионисия и других мастеров этого времени.
Богословское содержание восходит к идее заступничества БР, к высшему Покрову, к благословению, посылаемому Младенцем стоящим пред троном основателям Киево-Печерской лавры.
оформление:
13 в.
Доска.
оформление:
Доска липовая, надставлена сверху и снизу, старые поля спилены. Ковчег.
Шпонки врезные, встречные.
Паволока только на полях под новым левкасом.
420х670.
Левкас, яичная темпера.
оформление:
Kievan School.
Наверху - киноварные буквы ,
по бокам - полустёртые .
Около фигуры Феодосия - остатки надписи: "о аг[иос] преп[одобного] Фе[одосия].
Возле фигуры Антония надпись почти совсем утрачена.
Первоначальная живопись сохранилась довольно хорошо, но местами стёрта (в нижней части иконы, золото фона, частично утрачена надпись на свитке Феодосия).
Первоначальный фон - золотой.
Позднейшие вставки имеются в верхней части головы Младенца, справа - на фигуре Антония, внизу - по лузге и на полях.
Оклад золотой с жемчугом и драгоценными камнями (16 в. - 1815)
Золотая риза с венцами (1815 )
реставрация:
Раскрыта до 1927 Г.О.Чириковым и В.О.Кириковым.
предмет с изображением:
иллюстрация
[818, т. 11, кн. 2, с. 386]
[818, т. 5, с. 520] - фрагмент
[2061 БРР № 16]
[2144 c. 100] - прорись
композиция:
На свитке у Антония написано: "Молю вы, Сущего Бога чады, держимся в здержания и не ленимся, имея бо о сем Господа помощником".