собор Боголюбской Богоматерь, у правого столба ( - )
cathedral of Andrew Bogolyubsky's Virgin
церковь приходская ( - )
parish church
Владимир - Суздаль: ВСМЗ ( - 1992)
Vladimir - Suzdal: museum
Владимир: монастырь Владимирский Княгинин Успенский
Vladimir: Dormition monastery of Vladimir
место:
собор Успенский
cathedral of Dormition
перемещение:
придел Благовещенский (1992 - 95)
chapel of Annunciation
северная часть главного иконостаса (1995 )
main altarpiece
композиция:
Боголюбская
Andrew Bogolyubsky's Virgin
композиция:
Богородица изображена превосходным греческим письмом во весь рост.
Богородица обращена вправо, где в верхнем углу в секторе неба изображён Христос.
В правой руке Её находится хартия, в которой изображена молитва, произнесенная Ею к Сыну Своему и Богу нашему, да благословит Он место, Ею избранное.
Князь Андрей на коленях пред БР, в молитвенном виде.
Prince Andrey had an icon painted which depicted Virgin as She had appeared to him, and this became known as the Andrew Bogolyubsky's Virgin icon.
Andrew Bogolyubsky's Virgin in its original form depicts only Virgin standing, with Christ in the clouds to Her right.
Virgin holds a scroll bearing the words “Ruler most gracious, Lord Jesus Christ, my Son and my God, hear the prayer of your mother, for she prays for the world”.
The original type dates back to the year 1157, when Virgin is said to have appeared to Grand Prince Andrey Bogolyubsky, who had conquered Kiev, telling him to leave Her “Vladimir” image in the city of that name.
The Moscow variant adds to this simpler original type a gathering of saints.
Another adds the image of Andrey Bogoliubsky kneeling before Virgin.
Деисус, на верхнем поле
Deesis, on upper border
композиция:
Образ поясной 5-фигурный, с двумя архангелами.
Над образом Богоматерь изображены в малом виде пять икон, бывших во время путешествия Андрея из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, БР, св. Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила.
оформление:
~1160.
Доска.
оформление:
Доска липовая или кипарисовая. Шпонки набивные на кованых гвоздях. Ковчег.
~ 1000х1800.
Паволока, левкас, яичная темпера.
оформление:
Икона греческого письма.
Очень плохой сохранности. Старый левкас местами утрачен полностью, так что обнажилась доска, изъеденная шашелем.
В 1946 эти участки залили толстым слоем воска, который местами закрывает и живопись. Частично воск снят.
Сейчас можно видеть лик БР, общий контур Её фигуры и красно-коричневый мафорий, расчищенный внизу.
Свиток у Богородица поздний, сохранилась лишь небольшая часть старого.
Изображение Христа покрыто записями.
На полях расчищены фрагменты первоначального зелёного цвета.
В 1680 царь Феодор Алексеевич приложил к иконе золотой крест, который никогда с неё не снимался.
В 1820 во усердию владимирских граждан икона обложена серебряной вызолоченной ризой, украшенной венцами с драгоценными камнями и жемчугом.
Благолепная резная сень, деревянная, современных владимирских мастеров.
реставрация:
В 1918 раскрыта Всероссийской реставрационной комиссией.
В 1946 Ф.А.Модоров реставрировал её во Владимире и залил её воском.
В 1956 во Владимире Н.А.Баранов сделал пробу внизу на одежде БР.
В 1958 поступила в ГЦХНРМ, сначала над ней работал Н.А.Баранов, с 1963 - М.В.Романов.
21.V - крестный ход из обители в Успенский собор Владимира с иконой (а также с иконой Покров ПрБр из соседнего Покровского монастыря), которая остаётся в городе до 16 июня.
1.VII/18.VI - в память чудесного явления Богородица в 1157 и в память избавления от мора в 1771
Празднование и в наши дни совершается наиторжественнейшим образом, всегда архиерейским служением.
До 1 июля в течение месяца владимирскими священниками служатся ежедневно водосвятные молебны с акафистом - в воспоминание прошлых крестных ходов по городу.
Накануне совершается Малая Вечерня с акафистом и освящением воды.
В самый праздник совершается крестный ход в Боголюбове - со списком иконы "Боголюбивой", находящимся в Боголюбском женском монастыре.
Там в храме, освящённом в честь Боголюбивой иконы Богоматерь совершается Литургия, предваряемая водосвятным молебном на месте явления Богоматерь св. князю Андрею.
Крестный ход всегда собирает великое множество молящихся: "Дивна дела Твоя, Владычице! Вси людие, здравии и болящие, богатии и нищие, вси прибегаем к Тебе, сострадательнейшей Матери нашей..." (Акафист, икос 7).
В одном из праздничных обращений к пастве архиепископа Евлогия с особым утешением звучат слова: "Со святой иконой Божией Матери мы чтим с вами саму Божию любовь, саму Божию силу ко всему миру, которые обильно истекают на каждого человека, кто бы он не был; на все его нужды и скорби, на все беды и болезни его..." - "Образ Божией Матери (...) говорит и учит нас очень многому, и прежде всего - большой, высокой и святой жизни, которая была бы в усладу нам, в радость и веселие, и в то же время, отвечала высшей воле Самого Бога, желающего нас видеть таковыми - блаженными и бессмертными".
По воскресениям служится молебен с акафистом перед иконой Божией Матери "Боголюбивой" (до Литургии). Этот акафист сестры вместе с игуменией читают ещё отдельно при закрытых дверях собора.