Фреска не ограничена даже иллюзорными рамками.
В то время изображать религиозных персонажей нагими было делом неслыханным. После трентского собора в 1564 принято решение задрапировать части фресок, которые могли показаться непристойными. Микеланджело, которому пришлось присутствовать при осквернении его шедевра, скончался через несколько месяцев. Подобное задание было поручено Даниэлю да Вольтерра, которого саркастические римляне переименовали в "исподнишника".
Сопоставление с фрагментом копии "Страшного суда", выполненной Марчелло Венусти в 1549, позволяет увидеть все привнесенные изменения, вплоть до разрушения фигуры св. Бьаджо, у которого появился другой поворот головы, а св. Екатерина Александрийская получила полное облачение, хотя первоначально была представлена обнажённой.
Существование алтаря и постоянное использование свеч во время богослужения, придали фреске тот устрашающей силы чёрный оттенок, который так привлекал художников-романтиков и художников-символистов.
|
|