Страшный суд {1483}
The Last Judgment
автор:
Микеланджело
Michelangelo
место:
Ватикан: капелла Сикстинская
Vatican: Sixtus capella
композиция:
Христос, грозный судия, изображён с поднятой рукой, жест которой напоминает центральную фигуру в "Битве кентавров".
Во вздыбленной предрассветной холодной мгле царят ужас, страдание и смятение. Могучие потоки движения стихийным ураганом сметают грешников. Трагический пафос фрески не нарушают и группы праведников, в гневе протестующих против беспощадности творимого крушения миров.
Богородица находится по правую руку от Иисуса. Она напугана действиями верховного Судии.
На первом плане, в группе святых, Пётр, протягивающий ключи Христу, и Иоанн Креститель, с накинутой шкурой верблюда.
Сразу под ними видим фигуру св. Лоренцо и св. Варфоломея, держащего в руках свою собственную кожу. В последнем узнаются черты самого художника.
St Bartholomew is on the right of the God, holding his skin.
Наверху ангелы несут орудия распятия; ангелы в центре трубят, оповещая о Страшном суде.
Справа внизу видим страдания у Стикса, где Харон перевозит души грешников. На эту впечатляющую сцену Микеланджело вдохновили строфы дантовской поэмы.
оформление:
1536...41.
Фреска.
Fresco.

Фреска не ограничена даже иллюзорными рамками.

200 м2.
13400х20750

В то время изображать религиозных персонажей нагими было делом неслыханным. После трентского собора в 1564 принято решение задрапировать части фресок, которые могли показаться непристойными. Микеланджело, которому пришлось присутствовать при осквернении его шедевра, скончался через несколько месяцев. Подобное задание было поручено Даниэлю да Вольтерра, которого саркастические римляне переименовали в "исподнишника".

Сопоставление с фрагментом копии "Страшного суда", выполненной Марчелло Венусти в 1549, позволяет увидеть все привнесенные изменения, вплоть до разрушения фигуры св. Бьаджо, у которого появился другой поворот головы, а св. Екатерина Александрийская получила полное облачение, хотя первоначально была представлена обнажённой.

Точно также пожелали изменить позы двух персонажей, которые в первоначальном варианте предполагали намёк на совокупление.

Существование алтаря и постоянное использование свеч во время богослужения, придали фреске тот устрашающей силы чёрный оттенок, который так привлекал художников-романтиков и художников-символистов.

Только реставрация, восстановив оригинальную колористическую гамму, позволила понять, какие модели держали в голове художники-современники Микеланджело.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru