Иконостас {1310}
Altarpiece
история:
В ~мае 1477 Стош В. начал обессмертившую его имя работу над иконостасом костёла св. Марии в Кракове.
Соорудить этот иконостас краковский патрициат задумал давно. Городской совет поручил сбор средств комитету, в состав которого вошли Ян Клетнер, Ян Турзо, Ян Гейдеке и писарь Якуб Глазер. Финансовые заботы легли на плечи горнопромышленника Яна Турзо. На первых порах его имя фигурирует в актах рядом с именами других членов комитета. Так, например, в 1480 Ежи Ланг и Ян Крупнек уступили заложенное ими серебро, о котором они вели спор с каким-то армянином из Львова (в этом галицийском городе была большая армянская колония) Яну Клетнеру, Яну Турзо и Якубу Глазеру, как строителям “нового иконостаса нашей любимой Девы” (der newen tafeln czu unser libe frawn). В 1482 Анна Глевичева передала Яну Клетнеру, Северину Бетману и Яну Турзо 24 гривны для той же цели. В дальнейшем Турзо выступает в финансовых операциях, связанных со строительством иконостаса, уже самостоятельно. Так, в 1486 Анна, жена шляпника Шимона, передала Яну Турзо свой дом, с тем чтобы деньги от его продажи пошли на сооружение иконостаса. Так же поступила в 1488 аптекарша Анна Бартошова, завещавшая дом на Еврейской улице Яну Турзо на “постройку большого алтаря” (czy bawen dy grosse toffil). В гуманистический кружок ввёл Вита Стоша член комитета по строительству иконостаса, член Городского совета, а впоследствии городской нотариус и писарь Ян Гейдеке, близкий друг Конрада Цельтиса, активный член основанного им “Содружества на брегах Вислы”. Гейдеке стал другом и самого Стоша. В июне 1486, когда художник уехал на два года в Нюрнберг, опекуном своих детей, оставшихся в Кракове, он назначил Яна Гейдеке.
К 1486 работа над иконостасом была в основном закончена. Оставались небольшие доделки, которые художник завершил по возвращении из Нюрнберга.
В июле 1488 городской совет принял работу; её оценили в 2808 флоренов.

Иконостас св.Марии составляет ныне едва ли не главную историческую достопримечательность Кракова.

Это самый большой готический иконостас в Европе.
За 500 лет иконостас лишь однажды покинул стены костёла: в годы второй мировой войны он был разобран и вывезен гитлеровцами в Нюрнберг. После победы его возвратили в Краков, реставрировали и в 1957 установили на прежнем месте.

Праздничная полихромия пластики, богатство жизненных типов, драматическая сила чувств, подчёркнутая напряжённым ритмом складок одежд, ставят иконостас в ряд лучших памятников европейской скульптуры.

автор:
Стош В.
Vit Stosh
место:
Краков: костёл Девы Марии
Krakow: church of Virgin
композиция:
Взятие Христа под стражу Поклонение волхвов
Adoration of the magi

Распятие

Рождество Христово
Nativity Сошествие Св. Духа на апостолов и БР
Pentecost

Успение БР, центр

Dormition
оформление:
1477...88.
Деревянная раскрашенная круглая скульптура (центр), рельеф (створки), живопись, пейзажные фоны в рельефах.
Высота - 13 м, ширина - 11 м.
Фигуры центральной части исполнены в натуральную величину.
По бокам - четыре “крыла”, два из которых служат дверцами алтаря.
Барельефы на евангельские темы рассказывают историю жизни Богородица и Иисуса Христа.
копия:
{6067}
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru