Вся Россия празднует день Знамения Богоматерь, один из древнейших русских праздников.
В 1352 по молитве пред иконой получали исцеление поражённые чумой; в благодарность новгородцы построили собор в честь чудотворного образа.
В 1418, во время так любимого историками классовой борьбы бунта Степанки, явление самой Богородица стало последним способом остановить сражение на мосту, где уже шло «губление: овы от стрелы, овы же от оружиа, беша жи мертвии аки на рати».
Владыка Семеон «облечеся в священныя ризы со своим збором, и повеле крест господень и пресвятые богородица образ взяти, иде на мост».
С ним идут священники, и причетники, и христоименитое людство.
«И пришед святитель ста посреде мосту, и взем животворящий крест, нача благославляти обе стране; ови, взирающе на честный крест, плакахуся».
Новгородская вторая летопись открывает скептическому уму технический секрет замирения: после этого архиепископ с «нарочитыми мужи» с обеих сторон утряс кандидатуры степенного посадника (то есть главного из пяти представителей концов) и тысяцкого.
Однако текст Новгородской первой летописи прямо говорит нам о другом, божественном секрете - об участии в замирении самой девы Марии: «И разидошася, молитвами святыя богородица и благословлением архиепископа Семеона, и бысть тишина во граде».[69]
В 1566 в Новгороде близ торговой площади вспыхнул пожар и в короткое время распространился на многие улицы, грозя истребить весь город. Все усилия граждан остановить пожар были тщетны.
Митрополит Макарий пришёл в соборную церковь и, облачась, со всем духовенством, с крестами и иконами пошёл в Знаменскую церковь, пал пред чудотворной иконой и со слезами молился. Потом взял икону и в крестном ходе понёс её по берегу Волхова.
Против церкви св. Иоанна Предтечи служил молебен и кропил св. водой на стремившийся в город пламень. Вдруг огонь стал утихать, ветер подул на Волхов, и заступлением Богоматерь скоро пожар совсем прекратился.
В 1611 шведы овладели Новгородом и производили в нём грабежи и кровопролития, не щадили храмов, расхищали церковную утварь, а самые иконы бросали на землю и попирали их ногами.
Некоторые из их воинов дошли и до церкви Знамения во время совершения там божественной службы и хотели войти в церковь в отворенные западные двери; но, лишь только вступили на порог, вдруг невидимой силой отброшены были назад.
Хищники опять устремились к дверям, но та же сверхъестественная сила отбросила их назад. Это так устрашило шведов, что после того никто из них уже не пытался войти в церковь.
Слава святой иконы «Знамение» велика.
На протяжении последующих столетий чудесами были прославлены некоторые списки.
Взирая на святые иконы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.
Икона охраняет от воров, от греха пьянства.
The icon was kept in the church of the Transfiguration of the Savior on Ilyina Street.
The forces of the prince of Suzdal, Andrei Bogolyubsky, attacked Novgorod in 1170.
Archbishop John of Novgorod heard a voice telling him to take the “Sign” icon from the church to the city walls.
The evil Suzdalians shot arrows at the icon.
Miraculously, the icon began to shed tears, and turned its face toward the city as a visible “sign” that the Mother of God was interceding on its behalf.
Led by the SS Boris, Gleb, George, and Demetrios of Thessalonica (or SS Prince Vladimir, Alexander Nevsky, George, and an unidentified saint) the Novgorodians were able to defeat the superior enemy force.
The invasion was repelled.