Знамение - Новгородская
'Virgin of the Sign' of Novgorod
история:
story:
Вероятно, что композиция воспроизводит одну из чтимых византийских икон, хранившихся в Константинополе, во Влахернах.
Копию влахернской святыни заказал для Новгорода епископ Нифонт, грек по происхождению, уделявший большое внимание просвещению Новгородской епархии и церковному строительству.
В 1170 икона спасла новгородцев от мести великого князя суздальского Андрея Боголюбского. Он задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую.
Князья - Смоленский, Муромский, Полоцкий и Рязанский - спешили со своими дружинами принять участие в войне; "мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72", - говорит летописец.
Сам князь Андрей заболел и послал вместо себя предводительствовать войсками сына Мстислава. Новгородцы видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, все упование возлагали на Господа, ПрБр и на молитвы своего архипастыря Иоанна. Церкви были отворены.
Юноши и мужья гибли на стенах города; дети, жены и старцы плакали и молились в церквах, - все решили защищаться насмерть.
Святитель Иоанн с самого появления врагов стоял при алтаре в соборе, ограждая свою паству неусыпными молитвами.
В ночь перед решающим боем он услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять икону Владычицы и вознести ее на городскую стену - и "узриши спасение граду".
Св. Иоанн, исполненный страха и радости, молился преклоненный до самого рассвета, потом велел благовестить в большой колокол и, объявив народу о бывшем ему откровении, послал в церковь Спаса за иконой Богоматерь своего протодиакона с соборным клиром, а сам начал молебное пение.
Посланные возвратились в ужасе, говоря, что икона не двигается с места. Тогда сам святитель со всем собором пошёл в Спасскую церковь, пал пред иконой ПрБр и возгласил со слезами:
"О Премилостивая Владычица, Богородице Дево!
Ты - Упование и Заступница граду нашему, покров и прибежище всем христианам! Молися Сыну Твоему и Богу нашему за град наш и не предаждь нас врагам нашим грех ради наших; но услыши плач и воздыхания людей Твоих и пощади нас, как и ниневитяне древле пощажены были покаяния ради".
Поднявшись от земли, он начал молебное пение, и, лишь только произнесены были начальные слова кондака БР: "предстательство христиан непостыдное", икона Богоматерь внезапно сама собой двинулась с места.
Народ, видя такое чудо, единодушно завопил: "Господи, помилуй!"
Святой архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении посадника Якуна и всего народа вознёс и поставил её на городскую стену (на острог на Десятине), где кипела ожесточённая битва.
Народ вопиял пред иконой: "Виждь, Богомати, наше смирение и не отрини до конца моления нашего, но умилосердись над стадом Твоим, Пречистая!" Враги всё сильнее нападали; тучи стрел летели на стену.
Вдруг одна стрела какого-то суздальца вонзилась в икону - внезапно святой лик Свой Она отвратила от нападавщих и обратилась к городу. Слёзы падали из очей БР, и святитель Иоанн, приняв их на свою фелонь, в умилении воскликнул:
"О, дивное чудо! Как из сухого дерева текут слёзы? Царице! Ты даёшь нам знамение, что сим образом молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении града".
Надежда на заступление Богоматерь укрепила новгородцев; не хотели они сидеть в городе, отбили городские ворота и пошли в самый стан неприятельский. Внезапный ужас напал на сопротивных, и тьма их покрыла; гнев Божий смутил их, и они бежали, не думая о защите.
Все признали спасение Новгорода чудом от иконы Знамения Богоматерь. В память этого события святитель Иоанн установил в 27-й день ноября праздник Знамения Богоматерь в Великом Новгороде и назвал его днём избавления Новгорода и днём наказания ратующих против единоверных.
Вся Россия празднует день Знамения Богоматерь, один из древнейших русских праздников.

В 1352 по молитве пред иконой получали исцеление поражённые чумой; в благодарность новгородцы построили собор в честь чудотворного образа.

В 1418, во время так любимого историками классовой борьбы бунта Степанки, явление самой Богородица стало последним способом остановить сражение на мосту, где уже шло «губление: овы от стрелы, овы же от оружиа, беша жи мертвии аки на рати». Владыка Семеон «облечеся в священныя ризы со своим збором, и повеле крест господень и пресвятые богородица образ взяти, иде на мост». С ним идут священники, и причетники, и христоименитое людство. «И пришед святитель ста посреде мосту, и взем животворящий крест, нача благославляти обе стране; ови, взирающе на честный крест, плакахуся». Новгородская вторая летопись открывает скептическому уму технический секрет замирения: после этого архиепископ с «нарочитыми мужи» с обеих сторон утряс кандидатуры степенного посадника (то есть главного из пяти представителей концов) и тысяцкого. Однако текст Новгородской первой летописи прямо говорит нам о другом, божественном секрете - об участии в замирении самой девы Марии: «И разидошася, молитвами святыя богородица и благословлением архиепископа Семеона, и бысть тишина во граде».[69]

В 1566 в Новгороде близ торговой площади вспыхнул пожар и в короткое время распространился на многие улицы, грозя истребить весь город. Все усилия граждан остановить пожар были тщетны.

Митрополит Макарий пришёл в соборную церковь и, облачась, со всем духовенством, с крестами и иконами пошёл в Знаменскую церковь, пал пред чудотворной иконой и со слезами молился. Потом взял икону и в крестном ходе понёс её по берегу Волхова.
Против церкви св. Иоанна Предтечи служил молебен и кропил св. водой на стремившийся в город пламень. Вдруг огонь стал утихать, ветер подул на Волхов, и заступлением Богоматерь скоро пожар совсем прекратился.
В 1611 шведы овладели Новгородом и производили в нём грабежи и кровопролития, не щадили храмов, расхищали церковную утварь, а самые иконы бросали на землю и попирали их ногами.
Некоторые из их воинов дошли и до церкви Знамения во время совершения там божественной службы и хотели войти в церковь в отворенные западные двери; но, лишь только вступили на порог, вдруг невидимой силой отброшены были назад.
Хищники опять устремились к дверям, но та же сверхъестественная сила отбросила их назад. Это так устрашило шведов, что после того никто из них уже не пытался войти в церковь.

Слава святой иконы «Знамение» велика.

На протяжении последующих столетий чудесами были прославлены некоторые списки.
Взирая на святые иконы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.
Икона охраняет от воров, от греха пьянства.

The icon was kept in the church of the Transfiguration of the Savior on Ilyina Street.

The forces of the prince of Suzdal, Andrei Bogolyubsky, attacked Novgorod in 1170. Archbishop John of Novgorod heard a voice telling him to take the “Sign” icon from the church to the city walls.
The evil Suzdalians shot arrows at the icon.
Miraculously, the icon began to shed tears, and turned its face toward the city as a visible “sign” that the Mother of God was interceding on its behalf.
Led by the SS Boris, Gleb, George, and Demetrios of Thessalonica (or SS Prince Vladimir, Alexander Nevsky, George, and an unidentified saint) the Novgorodians were able to defeat the superior enemy force.
The invasion was repelled.
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru