По определению, направленному Министром Внутренних Дел Перовским симбирскому губернатору действительному статскому советнику Н.М. Булдакову и составленному на основании решения Святейшего Синода о разрешении принесения иконы, она должна приноситься в Симбирск 15 мая, если будет воскресный день, иначе же в первый после этого воскресный день.
Из пустыни икона торжественно выносилась в сопровождении нескольких монашествующих за семь дней до того числа, когда она должна была прибыть в Симбирск.
Во время несения иконы крестным ходом в Симбирск в селах и деревнях, через которые ход шел, сопровождающим святыню монастырским духовенством совершаемы были молебствия.
В канун дня прибытия в город ход с иконой останавливался в храме с. Баратаевка в нескольких верстах от Симбирска.
На следующий день в 6 часов утра крестный ход выходил из Баратаевки.
В то же время в Симбирске в Покровском мужском монастыре собиралось городское духовенство во главе с архипастырем, а также многотысячная толпа богомольцев.
По выслушании часов в Благовещенском соборе монастыря участники крестного хода двигались навстречу иконе.
На пятой версте от Симбирска по Московскому тракту городской ход останавливался у специально выстроенной каменной часовни и ожидал ход с иконой из Баратаевки.
После встречи святыни у часовни свершается молебен с чтением Евангелия, и огромный крестный ход направляется в город.
Встреча чудотворной и сам крестный ход в город - все было подчинено специально составленному для этого церемониалу.
- В Симбирск крестный ход двигался следующим порядком:
- 1) впереди хода шли несколько человек жандармов во главе с начальником команды,
- 2) рота гарнизонного батальона,
- 3) рота батальона кантонистов,
- 4) воспитанники гимназии и семинарии с их воспитателями,
- 5) часть богомольцев простого звания, в числе которых должны были быть удельные (т.е. государственные) крестьяне со своим головой и старшинами, имеющие парадные кафтаны,
- 6) цеховые со своими значками - их конвоируют два унтер-офицера гарнизонного батальона,
- 7) несколько человек почетных мещан,
- 8) несколько человек почетных купцов,
- 9) неслужащие дворяне - их конвоируют два унтер-офицера гарнизонного батальона,
- 10) архиерейские певчие - также под конвоированием двух гарнизонных унтер-офицера,
- 11) большой фонарь с зажженной свечой,
- 12) большой крест, хоругви, св. иконы городских церквей,
- 13) духовенство: причетники в стихарях, диаконы с кадилами, священники, протоиереи и архимандриты в облачениях, старший протоиерей несет на блюде крест, а второй из протоиереев со св. евангелием, иподиаконы с дикирием и трикирием,
- 14) городской голова с бургомистром в мундирах несут чудотворную икону и над ней диаконы держат рипиды - их конвоируют четыре унтер-офицера гарнизонного батальона,
- 15) архиерей, имея позади себя протодиакона и диакона - их также конвоируют четыре унтер-офицера гарнизонного батальона,
- 16) гражданский губернатор, губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, председатели палат, губернский прокурор и другие начальствующих отдельных частей лица, также уездный предводитель в полных мундирах,
- 17) члены и чиновники всех присутственных мест и ведомств, а за ними дворянство, почетное купечество также конвоируемые унтер-офицерами и частным приставом,
- 18) взвод гарнизонного батальона,
- 19) богомольцы простого звания,
- 20) по сторонам процессии идут несколько рядовых гарнизонного батальона, полицейские низшие чины, квартальные и несколько верховых жандарм.
Весь многотысячный ход представлял собой воистину величественнейшее зрелище, а чувства верующих были воистину самыми возвышенными и ликующими.
Вот как описывает очевидец принесения образа в Симбирск в 1857 (к тому времени это событие уже стало воистину всеобщим праздником, который получил в народе наименование "Встреча"): "Надобно быть свидетелем общего сочувствия этому умилительному празднеству, которое так глубоко проникает в душу каждого богомольца: хоругви и образа соборов и церквей Симбирска, звон колоколов, ряд духовных с архимандритом, и во главе их в глубоком смирении идущего архиепископа за город, во сретение Заступницы. Сколько чувствований благодатных, неземных, пробуждается при этом благоговейно - умилительном торжестве, сколько отрадных, утешительных надежд на милость и ходатайство Заступницы поселяется в душе богомольца! Вот шествие останавливается на назначенном месте, как сказано на 4 версте, полчаса ожидания,… и вдали показывается толпа пешеходов, идущих из с. Баратаевки. Это усердные богомольцы, отправившиеся накануне за двенадцать верст, в сельцо, и ночевавшие там вместе с образом, а иные прибыли в тот день туда, другие с раннего утра, за несколько верст от города встретив его, возвращаются, неся икону в киоте, на раменах своих, в сопровождении иеромонаха из пустыни. Вот толпа народа вместе с иконою приблизилась, и архиепископ идет во сретение ее для принятия; вносит икону вместе с начальником губернии на устроенный помост, где ожидает ее все духовенство с хоругвями и крестами. Тут высокопреосвященный со всем духовенством совершает молебен с водосвятием и провозглашает многолетия… По окончании молебствия усердные богомольцы с пламенным усердием и молитвою, теснятся вокруг иконы, желая удостоиться хоть несколько сажен по пути к городу понести образ, сопровождаемый несметными толпами народа, собравшихся не только из окрестных деревень, но и из отдаленных городов Симбирской и других губерний. При внесении в город иконы, шествие направилось к Троицкому собору, с совершением литии перед Вознесенским собором, и потом икона торжественно была внесена в Свято-Троицкий собор. Там после совершения высокопреосвященным Феодотием, архиепископом Симбирским и Сызранским, Литургии жители города прикладывались к иконе, которая теперь носится по домам усердных богомольцев Симбирска и будет здесь до 16 числа июня. По прошествии четырех недель икона тем же порядком и с такой же торжественностью, понесется обратно в пустынь Саратовским трактом".
Такой порядок был установлен спустя несколько лет после первого принесения иконы в Симбирск.
В 1848 икону на две недели определили в Покровский мужской монастырь, третью неделю святыня пребывала в Спасском девичьем монастыре, а на последнюю, четвертую неделю, образ переносился в кафедральный Троицкий собор, из которого и износился обратно в пустынь.
Через несколько лет крестный ход с иконой направлялся сразу в Троицкий собор, откуда по особо составленному графику переносился поочередно практически во все из более двадцати городских храмов. В приходах этих церквей чудотворную приносили в дома верующих для совершения молебнов и водосвятий.
В 1849 благодарные Богу симбиряне, в память высочайшего соизволения на ежегодное приношение иконы в Симбирск, устроили на древнюю икону святителя Николая, небесного покровителя императора Николая I, в посвященном чудотворцу приделе монастырского храма серебряную ризу с золочёными венцами общим весом более 11 фунтов.
Вероятно, именно в это время преосвященный Феодотий пожертвовал в пустынь копию чудотворной иконы, которая являлась "мерой и подобием явленного образа" Казанской Богоматерь. Осознавая, что пустынь, устроенная ради явления на этом месте прославленной иконы, не может оставаться без св. лика Пречистой даже на время, симбирский архипастырь распорядился, чтобы на место самой чудотворной во время нахождения ее "в ходу" при посещении Симбирска ставилась копия образа. Именно на этот список был положен старинный оклад с самой иконы, хранившийся до этого в ризнице пустыни. Копию образа поместили с левой стороны от царских врат в приделе Тихона Амафунтского. Сия копия, по преданию, также прославлена многими чудесами и знамениями.
В 1930 пустынь была разорена.
За несколько дней до приезда в обитель сотрудников ОГПУ и НКВД, арестовавших оставшихся монахов и закрывших монастырь, управляющий пустынью архимандрит Каллист был тайно оповещен о грядущих событиях. Отец Каллист, призвав к себе оставшихся из братии иеромонахов Аркадия и Дамаскина, сообщил им свое решение: отдать властям все сохранившиеся в храме ценности, ни о чем не сожалеть и ничего не пытаться сохранить. Одно необходимо было сделать - спрятать и уберечь Чудотворную! Любыми способами. Себя братия решила предать воле Божией.
Икону тайно вынули из киота и из драгоценного оклада. Вместо нее был помещен иной, подобный по размерам, образ с тем, чтобы отсутствие подлинника не сразу бросилось в глаза. Архимандрит Каллист решил передать Икону на сохранение своему духовному чаду - бывшему земскому врачу Сергею Алексеевичу Архарову, в то время работавшему врачом на суконной фабрике в рабочем поселке им. Ленина, рядом с Жадовкой. Св. образ был завернут в епитрахиль и тайно вынесен из обители. Так святыня, более двухсот лет почитаемая и известная практически во всей Руси великой, оставила посвященный ей монастырь.
Дома С. А. Архаров закрыл чудотворную жестяным литографическим образом Казанской Богоматерь и поместил среди прочих икон в красном углу. Святой образ стал простой недорогой иконой.
У Архарова икона хранилась недолго. Во время начавшейся новой волны репрессий в конце 30-х годов поволжская интеллигенция была обвинена в контрреволюционном заговоре. Ожидая ареста, Архаров попросил тёщу, которая проживала вместе с ними, отдать икону Николаю Алексеевичу Ираклионову, работавшему тогда бухгалтером на лесопильном заводе в поселке Барышского мясокомбината.
У Н.А. Ираклионова икона хранилась до начала 80-х годов. Будучи к тому времени уже в достаточно преклонном возрасте, Николай Алексеевич начал задумываться, кому передать святыню, чьей заботе доверить дальнейшее хранение иконы. Времена для Церкви оставались сложными. В это время супруга Ираклионова и его двоюродный брат познакомились с молодым, только что назначенным на должность настоятеля Никольского храма с. Оськино Инзенского района, священником Николаем Тимофеевичем Шитовым. Будучи прихожанкой этого храма, женщина посоветовала супругу обратиться к о. Николаю, а перед своей кончиной просила Ираклионова передать икону только этому молодому батюшке. Николай Алексеевич стал чаще посещать Никольский храм, ближе познакомился с отцом Николаем, и, убедившись в его благочестии и надежности, открылся ему и сообщил о своем решении передать икону на батюшкино попечение.
Ираклионов высказал условие: о. Николай должен изготовить ризу для иконы, для чего он принес батюшке прорись образа на кальке, а также отслужить перед ней дома у Николая Алексеевича молебен с водосвятием. Риза была изготовлена, и о. Николай, придя в дом Ираклионова, впервые увидел Чудотворный лик Пресвятой Богородицы.
Был отслужен молебен, на икону надели новую ризу, и бывший хранитель чудотворной, со слезами простившись со святыней, передал ее в руки о. Николая Шитова. До последних дней своей жизни Н.А. Ираклионов приходил в дом о. Николая помолиться перед св. образом. С батюшки же старик пред чудотворной взял слово, что икона будет храниться у него в тайне до открытия монастыря - надежда на это была жива всегда. Более десяти лет святыня хранилась у о. Николая дома в его молельне. Все домашние - матушка, трое детей, - знали, что за икона находится в их жилище. Но никто из них никогда и никому, помня обет о. Николая, не сказал об этом ни слова.
На протяжении нескольких лет, часто служа в храме с. Оськино, преосвященный владыка Прокл бывал в гостях у отца Николая. Посещая домашнюю молельню батюшки, епископ симбирский обращал внимание и на простенькую старинную иконку Казанской Богоматерь, стоящую на самом почетном месте. Однако о. Николай, помня свое обещание Ираклионову, не открыл владыке Проклу историю этого образа. Какое же чувство ответственности было у о. Николая, когда у него дома в беседах с епископом Проклом не раз обсуждалось прошлое и будущее Жадовской обители, и с великой печалью архипастырь воздыхал об утраченной чудотворной святыне, а он не смел открыть владыке, что образ находится совсем рядом - за стеной молельни!
Лишь после того, как Священным Синодом было дано благословение на открытие Жадовской обители, отец Николай Шитов поведал епископу Проклу о сохранении и месте нахождения чудотворной Жадовской Казанской иконы Богоматерь.
1 мая 1997 в дом протоиерея Николая Шитова прибыла Комиссия епархиального управления для составления акта передачи и описания вновь явленной святыни. В состав комиссии под председательством епископа Ульяновского и Мелекесского Прокла вошли члены епархиального совета протоиерей Борис Крыжин, протоиерей Николай Шитов, игумен Антоний (Соколов), протодиакон Алексий Скала, а также священник Илья Григорьев и иеромонах Иоасаф (Родионов). Протодиаконом Алексием Скала было составлено подробное описание обретенного образа и написан текст акта освидетельствования иконы.
2 мая духовенство во главе с архипастырем прибыло в Никольский храм с. Оськино. Туда же была доставлена и обретенная икона. Так случилось, что именно в этот день на пасхальной светлой седмице совершалось празднование иконы "Живоносный источник" - той самой иконы, которой был посвящен храм на святом источнике в Жадовской пустыни. Трудно было не усмотреть в этом благословение самой Богородицы и усугубление радости от второго обретения Жадовской святыни.
Перед началом литургии икону положили на св. престол и в алтаре зачитали акт об обретении святыни. Духовенство освидетельствовало образ, а затем сослужащие архиерею члены епархиальной комиссии подписали "Акт освидетельствования иконы Казанской Богородицы". В нем, в частности, было сказано: "Исходя из вышеприведенного описания представленного к освидетельствованию образа, опираясь на имеющиеся описания Казанской иконы Божией Матери из Жадовской обители Симбирской епархии, составленные в прошлом веке, принимая во внимание многочисленные характерные особенности освидетельствуемого образа, изучив в подробностях историю сохранения сего образа с момента изнесения его из ликвидируемой обители до сего дня, мы с радостью и благодарностью Подателю всех благ Господу и Его Пречистой Матери свидетельствуем:
представленный к освидетельствованию образ есть истинная Чудотворная икона Казанской Божией Матери, издревле почитаемая в Симбирске и Симбирской губернии, находившаяся в Богородице-Казанской Жадовской пустыне до момента ее закрытия и по милости Божией сохранившаяся до сего времени и ныне, по воле Господней, нами обретенная.
С радостью велией свидетельствуем об этом и пред вновь обретенным Образом Пречистой Девы с умилением восклицаем:
"Пресвятая Богородице, спаси нас!".
Вновь обретенную святыню поместили в специально изготовленный киот, который затем установили на горнем месте. После совершения божественной литургии был отслужен молебен пред чудотворной и ее обнесли крестным ходом вокруг храма. Со слезами радости многочисленные православные верующие прикладывались к обретенной иконе, прося у Царицы Небесной спасения и благодаря Ее за явленную милость.
Через несколько часов кортеж автомобилей двинулся из с. Оськино в Ульяновск. В машине преосвященного владыки Прокла в древний Симбирск ровно через семьдесят лет после последнего посещения этого града (вновь промысел Божий!) направилась чудотворная Жадовская икона.
По пути следования кортежа была сделана остановка в храме с. Прислониха, где в присутствии многосотенного собравшегося народа был отслужен молебен. И вновь - дорога в Ульяновск. А в это время город ожидал прибытия святыни. У Воскресенского храма собрались тысячи православных симбирян. Из Неопалимовского кафедрального собора, из других храмов города с хоругвями и иконами вышли в сретение Заступницы духовенство и верующие. Радость и волнующее ожидание было таким, будто сама Пречистая направляется к своему народу!
Вот показались автомашины, и, спустя несколько мгновений, чудотворный лик был явлен ожидающим его симбирянам. Как вздох, как дуновение благодатного эфира над многотысячной толпой пронеслось: "Пресвятая Владычице, спаси нас!". Икону приняли на руки старшие священники, и крестный ход двинулся к кафедральному собору. В среде хода, в окружении народа Божия, в клубах благовония кадильного была несена икона Заступницы Усердной, и, верилось, что милость Пречистой Богородица вновь с этим покинутым Ею семь десятилетий назад градом и его людьми.
В ознаменование радостного и благодатного дня второго обретения чудотворной иконы Жадовской святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил совершать память сего события ежегодно 2 мая по новому стилю. "Да источаются и впредь милости и предстательство Царицы Небесной от Ея Чудотворного образа, обретенного вновь", - писал святейший преосвященному симбирскому архипастырю.