Влахернская, или Одигитрия Влахернская
Virgin of Vlahernah, or Virgin the Hodegetria of Vlahernah
история:
story:
Икона перенесена императрицей Евдокией из Антиохии в Иерусалим, а оттуда переслана в Константинополь. Сестра императора св. Пульхерия поставила её во Влахернскую церковь.
Когда возникла иконоборческая ересь, икону скрыли в Панкраторовой обители в стене церковной.
Затеплив пред ней лампаду, заложили её камнями. После восстановления иконопочитания икона по откровению Божьему обретена в стене с горящей лампадой. С великим торжеством икону вернули на прежнее место.
Икона названа Одигитрией, потому что Богородица явилась во сне двум слепцам и указала им путь во Влахернскую церковь, где они получили прозрение пред Её св. иконой.
Икона была покровительницей Цареграда и греческих государей. Царь Ираклий имел её с собой в походе против персов.
По взятии турками Царьграда икону некоторое время скрывали в патриархии, а затем для безопасности отправили на Афон.
В 1654 икона отправлена в Москву царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон встретил икону на лобном месте.
Икона была прислана царю Алексею Михайловичу из Константинополя, от протосингела иерусалимского престола Гавриила с торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари.
Правитель иерусалимского престола Гавриил объяснял царю, что поднесенная через грека Димитрия Костинари икона некогда была покровительницей Константинополя и греческих императоров, была в походе царя Ираклия против персов,
о её чудесах обстоятельно повествуется в истории.
Еще в то время, когда икона находилась в Константинополе, константинопольским патриархом Паисием была составлена о ней свидетельствованная грамота, которая некоторое время спустя, вместе с посланием протосингела Гавриила была прислана на Русь.
Отношение к этой иконе как к «покровительнице Константинополя и греческих благочестивых государей», которую «царь Ираклий имел с собою в походе против персов» сразу же поставило ее среди важнейших святынь русского государства.
По описанию Павла Алеппского: "... Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски..."
Известно о двух серьезных чинках иконы. В 1674 году, через двадцать лет после привоза, она чинилась по указанию царя Алексея Михайловича иконописцами Оружейной палаты Симоном Ушаковым и Никитой Павловцем.
В 1812 после изгнания врагов из Москвы икона найдена несколько повреждённой и без доски, в которой она находилась. Её врезали в новую кипарисную доску и украсили серебряной ризой.
Представив изначальный вид иконы, легко понять и производимое ею впечатление, выраженное в словах Павла Алеппского: «Она не нарисована красками, но как будто телесная», «как будто воплощенная», и понять тот «благоговейный страх», который пробуждало ее лицезрение.
Рассматривая развитие иконографического типа Одигитрии, Н.П. Кондаков в числе трех памятников, вернее всего передающих древние прототипы, называет Богоматерь Влахернскую Успенского собора [Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. т. 2. с. 185].
В XVII веке икона именуется Богоматерью Влахернской. Между тем наименование «Влахернская» принято относить к изображению Богоматери Оранты, изображаемой в рост с молитвенно поднятыми руками.
Будучи топонимом, эпитет «Влахернская» мог прилагаться к разным иконам, почитаемым в этом святилище, и название иконы Успенского собора должно указывать на местонахождение ее древнего оригинала.
Но связь этого эпитета с иконой основывается лишь на устной традиции, восходящей к легенде, изложенной в свидетельствованной грамоте патриарха Паисия. В надписи на иконе это имя появляется лишь в результате позднейших поновлений.
Византийские резные деревянные иконы — чрезвычайно редкие памятники. Те немногие произведения, которые сохранились до нашего времени, являются скорее памятниками монументального характера.
Материальные данные — свидетельство о серьезной чинке иконы с дублированием доски в 1674 — говорят о ее древности уже к моменту привоза на Русь.
Некоторое время спустя после привоза Богоматери Влахернской с нее, как со всякой чтимой иконы, изготавливаются копии. Их известно три.
Икона почиталась как заступница в военных походах, покровительница воинов.