Владимирская
Virgin of Vladimir
история:
story:
Празднество установлено на день 26 августа повелением великого князя Василия Димитриевича по благословению Московского патриарха Киприана.
Богоматерь Владимирская и Богоматерь Умиление представляют один иконографический тип - это БР, ласкающая Младенца; Они обращены друг к другу, Младенец обнимает шею Матери, Она склоняет голову к Младенцу."
Младенец изображён в прописанных золотом одеждах, символизирующих Его божественную славу.
Взгляд БР, провидящей будущие страдания Иисуса, трагически печален.
The popularity of this type was promoted by a miracle-working Eleusa icon brought from Constantinople to Vyshgorod near Kiev in the early 12th century.

Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках.

Написана на доске из того стола, за которым трапезовало Св. Семейство. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой БР, Она повторила Своё пророческое изречение: "Отныне ублажат мя вси роди" - и присовокупила: "Благодать Родшагося от меня и моя да будет со святыми иконами".
В ~1131 патриарх цареградский Лука Хризоверх прислал её (вместе с иконой "Богоматерь Пирогоща" [2145 c. 47]) великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Поставили её в девичьем монастыре в г. Вышгород, который в древности был удельным городом княгини Ольги.
The icon, possibly the most famous icon of Russia, is a gift brought from Constantinople to Russia in 1131.
В 1155 Вышгород отдан в удел князю Андрею, сыну великого князя Юрия Долгорукого. Однажды клирики обители, войдя в храм, увидели, что икона сошла со своего места и стоит среди церкви на воздухе. Они взяли её и поставили на место, но вскоре опять увидели её на воздухе.
До князя Андрея дошёл рассказ о св. иконе, что её не угодно место, на котором она поставлена, и он подумал: "Не в Суздальской ли земле её угодно пребывать?" Князь Андрей давно уже замышлял удалиться с юга России на север, в Ростовскую область, и там утвердить независимое от Киева владение. Он усердно помолился пред иконой, отслужил пред ней молебен и благоговейно взял её, вместо всех сокровищ, без ведома отца, и ночью уехал из Вышгорода.
In 1155 prince Andrey Bogolyubsky transferred it from Kiev to Vladimir-on-the-Klyazma and the icon eventually came to be known as the Virgin of Vladimir.
Due to its outstanding artistic merits it became a palladium of the Russian state, and legends concerning its miracles were widespread. Many copies of it were made.
Во Владимире на Клязьме князя с великой радостью встретили жители. После этого князь направился к Ростову. В 10 верстах от Владимира, вниз по течению р. Клязьма, лошади, вёзшие икону, остановились и не шли далее. Запрягли новых лошадей, но и те не трогались с места. После усердной молитвы пред иконой князь получил во сне повеление от Богородица поставить икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов. Во Владимире заложили храм для пребывания иконы.
В 1160 великолепно украшенный храм был закончен. Князь украсил икону окладом из золота и серебра с драгоценными камнями. Святая икона перенесена во Владимир в богато украшенный храм, и с того времени стала называться «Владимирской»
В 1164 икона сопровождала Андрея Боголюбского в успешном походе против волжских болгар. Перед сражением князь в молитве пред иконой обращался к БР: "Всяк уповаяй на тя, Госпоже, не погибнет"". По примеру князя и все воины усердно молились.
После победы князь прежде всего принёс благодарственное молебствие Богоматерь пред Её иконой. В это время от животворящего креста и иконы Богоматерь воссиял свет, озаривший всё воинство.
Память о сем чуде сохраняется в празднестве Происхождение честных древ Креста Господня 1 августа, которое установлено в 1164, по желанию князя Андрея и по сношению с императором греческим Мануилом, который в тот же день видел свет от Креста Господня и чудесно победил сарацин.
В 1173 по убиении князя Андрея народ грабил Боголюбов и Владимир. Священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении открыл хождение с иконой по улицам города, и мятеж немедленно утих.
После князя Андрея престол во Владимире отдан его племянникам Ярополку и Мтиславу Ростиславичам. Они в первый же день своего княжения захватили себе всё серебро и золото Успенского собора и отобрали на себя её волости и дани. Икону Ярополк отдал своему зятю Глебу Рязанскому. Против этого восстали все жители Владимира и решили прогнать Ростиславичей. Немедленно княжьи воины, не вступая в бой, бросили княжеское знамя и обратились в бегство, "гонимые гневом Божиим и Святой Богородицы". Глеб Рязанский сам возвратил Владимиру икону и сказал: "Я виноват во всём". Летописец же присовокупляет: "Утеши их Бог и св. Богородица Володимерская! Се бо володимерцы прославлены Богом по всей земле за их правду, Богови им помогающу".
В 1185 во время пожара 13 апреля сгорел собор со всем богатством, но икона сохранилась невредимой.
В 1237 во время нашествия татар под предводительством Батыя икона лишилась оклада.
В 1380, 8 сентября, князь Димитрий Донской помощью Богоматерь Владимирской одержал победу над Мамаем.
В 1395 в пределы России вступил страшный завоеватель Востока Тамерлан. С полчищами своими он приблизился к пределам рязанским, взял Елец, пленил князя Елецкого, избил многих христиан и дошёл до Дона, направляясь к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел к Коломне и остановился на берегу Оки. Более уповая на Бога, чем на свою силу, он усердно молился со всем воинством и народом Богу и ПрБр о избавлении своего отечества и призывал на помощь великих угодников Божьих: Петра, Алексия и Сергия - и повелел, чтобы наступивший пред праздником Успения Богоматерь пост во всём княжестве посвящён был усердным молитвам и подвигам покаяния и чтобы принесена была из Владимира в Москву чудотворная икона. Отправленное во Владимир за св. иконой почётное духовенство Успенского собора после литургии и молебна в день Успения приняло на свои руки икону. Шествие с иконой приблизилось к стенам Москвы через 10 дней, 26 августа. Толпы людей преклоняя колена, с усердием и слезами взывали: "Матерь Божия! Спаси землю русскую!" Всё духовенство Москвы с крестным ходом, всё семейство великого князя, бояре и граждане торжественно встретили святыню за городом и проводили её до собора. Не напрасны были вера и благоговейные моления православных: в тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматерь, Тамерлан дремал в своём шатре и увидел пред собой великую гору и с её вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами, а над ними в сиянии лучезарном Деву неописанного величия, окружённую бесчисленными тьмами ангелов с пламенными мечами, которые все устремились на него. Тамерлан в ужасе проснулся и, созвав своих старейшин, требовал от них объяснения этого явления. Ему отвечали мудрейшие, что виденная им Дева есть Матерь Бога христианского, Защитница русских. "Итак, мы не одолеем их", - сказал хан Джагатайский и немедленно велел полчищам своим идти обратно, к великому удивлению русских и самих татар. В радости взывали православные к БР: "Не наши войска прогнали его, не наши вожди победили его, но сила Твоя, Мати Божия!"
В память столь великого милосердия Божьего по молитвам ПрБр на Кучковом поле, где икона была встречена при перенесении её в Москву, воздвигнут Сретенский монастырь. После этого икона была возвращена во Владимир [2145 c. 47].
In 1395 the icon was permanently transferred to Moscow; amazingly, the transfer took place on the same day as the withdrawal of Khan Tokhtamysh's forces besieging Moscow.
From the very beginning the icon was considered a work of such an outstanding quality and power that it was constantly copied, producing numerous variations on the theme.
В 1408 такая же благодатная помощь иконы явлена была против ордынского царя Едигея, неожиданно подступившего к Москве. Ни князя, ни митрополита тогда в городе не было, от людей нельзя было ждать помощи; жители столицы не переставали слёзными молитвами вопиять к ПрБр пред Её иконой. Едигей готовился уже предпринять осаду Москвы, но в это время получил известие о возмущении в Орде и поспешно удалился.
В 1451 к Москве подступил ногайский царевич Мазовша с полчищами своего отца. Татары уже зажгли посады Москвы и радовались, что у них будет много пленников и золота. Во время пожара святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города. Увидев инока Чудовского монастыря Антония, известного святостью жизни, святитель сказал ему: "Антоний, прилежнее моли Бога о избавлении города". Антоний отвечал: "Ты великий архиерей Божий, и твоей молитвы не презрит Богоматерь, наша скорая Помощница: "Она умолила уже Сына Своего спасти город". Москвитяне бились с татарами до ночи и ожидали ночью нового приступа. Но поутру не стало под стенами врагов, ночью они бежали от Москвы, захватив с собой только лёгкие повозки. По сказаниям летописи, татары услышали вдали необычайный шум и вообразили, что это великий князь идёт на них с многочисленным войском. Мазовша в страхе повернул коня восвояси; за ним последовали и воины его: все устремились в бегство. А в это время немногочисленное войско великого князя стояло далеко. Великий князь указал народу Победительную Воеводу страшных полчищ: он поспешил в собор и, простёршись пред Владимирской иконой, со слезами благодарил и славил Небесную Заступницу православных.
В 1459 на Москву ополчился Седи-Ахмет, отец Мазовши. Он с гордостью похвалялся поработить всю Россию. Иоанн, сын великого князя, прогнал его полчища из страны. Святитель Иона по этому случаю устроил в Успенском соборе придел в похвалу Богоматерь.
В 1480 икона вновь привезена в Москву [2145 c. 47].
В 1480 Ахмат, хан Золотой Орды, шёл на Москву. Он достиг уже р. Угра, которую русские называли поясом Богоматерь, охраняющим московские владения. Здесь наши и вражеские войска стояли друг против друга целый день, река разделяла их. По представительству Богородица совершилось дивное избавление отечества: Иоанн III Васильевич приказал войскам отступить от реки, желая дождаться перехода татар, а татары объяснили это отступление тем, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сперва медленно, а ночью внезапно напал на них такой страх, что они побежали без оглядки. Избавление от Ахмата было окончательным свержением ига татарского.
В 1521 татары, крымские, ногайские и казанские, под предводительством Махмет-Гирея вторглись в пределы московские с такой быстротой, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести свои войска на берег Оки, чтоб удержать дальнейшее вторжение врага. В Москве царствовало смятение, все бежали в Кремль. В полночь блаженный Василий со слезами молился у дверей Успенского собора. Вдруг молитва его была прервана сильным шумом, и ему представилось, что двери невидимой силой растворяются, и чудотворная икона Богоматерь выходит из своего места и от иконы слышен голос: "Выйду из града с Российскими святителями", и с сим вместе вся церковь наполнилась пламенем, которое мгновенно исчезло. В ту же ночь одна престарелая монахиня Вознесенского монастыря, лишённая зрения, сидя в своей келии, вдруг увидела, что в Спасские ворота идёт целый сонм святителей и других светолепных мужей в священных одеждах, среди них чудотворная икона Богоматерь. Едва вышли они из Фроловских ворот, как встретили их препп. Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, припали к ногам святителей и спрашивали их куда они идут и на кого оставляют город. Святители со слезами отвечали: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу о избавлении от предлежащей скорби; Господь же повелел нам не только выйти из города, но и вынести с собою чудотворную икону Пречистой Его Матери; "ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, почему Бог попустил прийти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу". Свв. Сергий и Варлаам стали умолять отходящих святителей, чтобы ходатайством своим умилостивили правосудие Божие, и вместе с ними начали молитвенно взывать ко Господу и Пречистой Его Матери. Святители осенили город крестообразно. Икона Богоматерь возвратилась в Успенский собор. И заступлением Пречистой Богородица Москва спасена, а с ней и вся Россия. Летописцы повествуют, что татары хотели было выжечь московские посады, но вдруг увидели вокруг города бесчисленное русское войско и с ужасом возвестили о том хану. Хан не поверил и послал других удостовериться. Те подтвердили. Хан послал ближних. И они подтвердили. "И побегоша".
В 1547 сильный пожар истреблял Москву. Икону хотели вынести из собора, но никак не могли сдвинуть с места. Многие сподобились видеть над Успенским собором Жену в светозарном одеянии, молящуюся и осеняющую храм. Пожар утих, не причинив вреда храму.
В 1591 при великом князе Фёдоре Иоанновиче татары были уже на Воробьёвых горах, около Москвы. Посреди нашего войска поставили икону Богоматерь. Татары бились с ожесточением целые сутки. Вдруг по рядам их пробежал ужас: невидимая сила возбраняла им поднимать меч на русского и внушала страх, -- толпами бросились они бежать к своему лагерю и всё дальше и дальше, пока не добежали в свою землю, точно какая-то невидимая сила гнала их.

С 16 в. этот образ особенно распространяется в связи с официальным установлением государственного значения Владимирской иконы Богоматерь {1420} как покровительницы Руси.

С 15 - 16 вв. всё чаще образ дан в сопровождении праздничных евангельских сцен и изображений, связанных с влиянием Богородица (Покров, Собор, Положение ризы)

Virgin of Vladimir is a classic Eleusa type. It is the most famous of the icons traditionally attributed to St. Luke.

It was brought to Kiev from Constantinople in 1155, then taken by the Great Prince Andrew Bogolyubsky during his sacking of Kiev. In 1161 it was placed in the city of Vladimir, from which the name is derived.
Virgin of Vladimir is said to have saved Moscow from Tamerlane in 1395, and from the Poles in 1612.
The icon still survives today in Russia.
It has been repainted several times, and after restoration only the faces of the mother and child remained from the original. It is considered a great miracle-worker.

Когда в 1598 патриарх Иов хотел убедить Бориса Годунова принять венец Мономаха, то взял иконы Богоматерь Владимирскую, Донскую и Петровскую.

В 1812 при нашествии французов икону 2 сентября отправили во Владимир. Там её ежедневно носили крестным ходом по городу. Из Владимира икона с преосвященным Августином отправлена в Муром, а оттуда 20 октября возвращена в Москву.

Икона служила благословением для великих князей во всех важнейших обстоятельствах их жизни, пред ней подданные их приносили клятву в верности Отечеству. Пред ней всероссийские монархи принимали священное венчание и миропомазание на царство, избирались первосвятители земли русской.

Икону поднимали только в большие крестные ходы.
При избрании всероссийских митрополитов и патриархов икона служила поручительницей и благословением: имена избираемых, запечатанные царём, полагали в панагии на пелену в киоте иконы Богоматерь, представляя Ей, "кого изволит Она Сама выбрать"; после молебствия сам царь или старейший из святителей снимал печать и объявлял собору имя избранного.
Владимирская принадлежит к иконографическому типу Умиления и является прототипом для многих русских вариантов Умиления, связанных с местночтимыми чудотворными иконами.
Пред иконой молят об избавлении от нашествия иноплеменных.
В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах.
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru