Успение БР
Assumption, or Dormition of the Virgin
автор:
artist:

название:
title:

место:
place:

вид иконы:
type of icon:

техника:
technique:

предмет с изображением:
thing with image:

история:
story:
Однажды во время нахождения на Голгофе Богородица через архангела Гавриила получила весть о своей приближающейся кончине.
Готовая удалиться телесно из сего мира, Матерь Божия пожелала видеть при Своем преставлении апостолов, рассеявшихся по всем концам мира для проповеди евангелия, и Господь исполнил желание Ее. Внезапно вне храмины послышался необыкновенный шум и множество облаков окружило дом; то были облака, на которых, по повелению Божию, свв. апостолы из разных пределов вселенной внезапно перенесены были в Иерусалим и поставлены на Сионе перед дверьми дома Богородицы. Их встретил святой Иоанн Богослов и со слезами скорби возвестил им о скором преставлении Богоматери от земли на небо. Тогда благовестники Христовы поняли, что Господь собрал их сюда столь чудесно для того, чтобы находиться при блаженном успении Пресвятой Его Матери с честию предать земле святое тело Ее. Вошед в дом, они увидели Матерь Божию, исполненную духовной радости, и приветствовали Ее.
Ко дню смерти все апостолы, кроме Фомы, собрались проститься с БР.
Владычица призывала к Себе каждого по имени, благословляла, желая каждому вечного блаженства, хвалила труды их, ради благовестия евангелия подъемлемые, и вместе молилась о мире и благосостоянии всего мира.
Наступил 15 день месяца августа, день успения БР; в храмине Ее было возжено множество светильников. БР, приготовившись к блаженному Своему исходу, возлежала благолепно на украшенном одре, ожидая пришествия Сына и Господа Своего.
Настал третий час дня (девятый, по нашему счислению), и всю внутренность храмины облистал чудный свет божественной славы, пред которым свет дня сделался совершенно бледным и незаметным, и дивное видение открылось пред взорами изумленных учеников Христовых.
Верхняя часть храмины отверзлась, и вот Сам Царь славы – Христос со множеством небесных сил, с сонмом святых праотцов и пророков, некогда предвозвестивших о Пресвятой Деве, предстал светлому лику Пресвятой Своей Матери. Узревши Сына Своего, Она в восторге духа воскликнула: "Величит Душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди". С этими словами, поднявшись с одра, Дева Мария поклонилась Господу и сказала Ему: "Да будет вовеки благословенно преславное имя Твое, Господи, Боже Мой, благоволивший избрать Меня, смиренную рабу Твою, в служение таинству Твоему. Помяни Меня, Царю славы, в бесконечном царствии Твоем! И Ты, Сыне и Бог Мой, прими дух Мой с миром и покрый Меня от области темной, да не прикоснется никакая злоба сатанинская!" Господь утешал Ее сладчайшими словами, чтобы не боялась Она силы сатанинской, уже попранной святейшими стопами Ее, и перешла бы с дерзновением в селения небесные. Пресвятая отвечала радостно: "Готово сердце Мое!" И, повторив древнее Слово свое: "Буди Мне по глаголу Твоему", – снова возлегла на уготованное Свое ложе. Услаждаясь неизреченно зрением пресветлого лица Господа, в восторге сладчайшей любви к Нему и в духовном веселии предала душу Свою в пречистые руки Его тихо, безболезненно, как бы уснула сладким сном.
Апостолы, сподобившиеся смотреть на это преславное видение, стояли в ужасе, потом, пришедши в себя, поклонились Господу, преславно на небо душу Матери Своея вознесшему, и приблизились к пречистому телу Владычицы, и со слезами умиления узрели, что лицо Ее сияло, как солнце, и от пречистого тела Ее разливалось вокруг благоухание, с которым не может сравниться никакой благовонный аромат и которого не в силах выразить слово человеческое. Целуя с благоговением пречистое тело Богоматери, все чувствовали в сердцах своих духовную радость.
По успении последовало перенесение тела Пречистой Девы Марии в Гефсиманию. Свв. апостолы Петр, Павел, Иаков, брат Божий, с прочими начальнейшими апостолами понесли одр с телом Преблагословенной на раменах своих, а св. Иоанн Богослов шел впереди с ветвью, принесенною архангелом с неба. Прочие апостолы и множество народа шли со светильниками и фимиамом и пели исходное пение; пет был псалом Давида 113-й: "Во исходе Израиля от Египта", и иные торжественные песни, "якоже Дух Святой в поющих устах действоваше". С торжеством и славою несено было тело Богородица чрез Иерусалим к Гефсимании. Над телом Ее и провожавшими христианами стоял во все время шествия обширный светозарный облачный круг, подобно тому, как некогда над ветхозаветной скинией простирался огненный столп. В то же время слух всех оглашаем был свыше сладкогласным ангельским пением, которое разносилось в воздухе и восторгало радостью сердце всех. Светло блистающий венцеобразный круг, вместе с сим ангельским пением, тихо несся по воздуху до самого места погребения.
Об этом торжественном провождении тела Богородица узнали иудейские архиереи и книжники. Воспламенившись гневом и завистью, они повелели воинам и многим из народа напасть с оружием и дреколием в руках на несших тело БР, – избить учеников Иисусовых, а тело Богородица предать огню.
Наущенные злоумышленники с яростью устремились на совершение злодейства. Но лишь только приблизились они, светозарный круг, несшийся над телом БР, склонился к земле и, как стеною, оградил собор свв. апостолов и бывших с ними, и злобные ненавистники поражены были слепотою, а иные приведены были в такое смятение, что, не зная куда бежать, бродили ощупью у городской стены и искали для себя проводников. Воспрепятствовав злому предприятию слуг архиерейских и народа, дивное облако поднялось кверху, и один из иудейских священников, по имени Авфоний, увидев свв. апостолов и множество верных, сопровождавших тело БР, воспылал злобою и завистью. "Вот, – сказал он, – какую почесть воздают телу родившей Льстеца, Который разорил закон отцов наших!" И с этими словами он устремился к одру, чтобы повергнуть на землю пречистое тело Владычицы. Но едва дерзкие руки его прикоснулись к одру, части их были отторгнуты и, прильнув к одру, повисли на нем. Авфоний пал на землю с страшным воплем. Познав в сем наказании карающую десницу Всевышнего, грешник раскаялся и со слезами обратился к свв. апостолам, вопия: "Помилуйте меня, рабы Христовы!" Апостол Петр, внемля его искреннему раскаянию, повелел несшим одр остановиться и сказал Авфонию: "Ты получил то, чего хотел; а исцелить тебя от раны мы не можем; совершить это может только один Господь Бог, против Которого ты неправедно восстал. Но и Он не подаст тебе исцеления, доколе ты не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть истинный Мессия, Сын Божий". Авфоний воскликнул: "Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель мира – Христос". Св.ап. Петр тотчас же повелел приложить усеченные руки к отсеченным частям, висевшим при одре, и с верою призвать имя БР. И как только исполнено было это, руки мгновенно срослись и сделались здоровыми, остался только один знак отсечения. Исцелённый пал пред одром, поклонился рождённому от Пречистой Девы Христу Богу и ублажал Матерь Его славословием, приводя из священного писания пророчество о Ней и Сыне Её, Иисусе Христе. Все удивились чудному исцелению и обращению Авфония; он присоединился к апостолам и следовал за телом Богородица до гроба. Не один Авфоний, многие из пораженных слепотою, познав грех свой и раскаявшись, были приведены к БР, и едва коснулись с верою одра Её, прозрели телесным и душевным светом.
Свв. апостолы достигли Гефсимании, поставили одр с пресвятым телом Богородица у места погребения и, воздав Ей последнее целование с плачем и рыданием, положили в пещеру и вход в неё заградили большим камнем. Привязанные святою любовию к БР, святые апостолы пробыли три дня в том селении, не отходя от гроба БР; здесь день и ночь проводили они в молитве и псалмопении. Во все это время слышаны были на воздухе "пресладкие воинств небесных гласы, поющих и хвалящих Бога и Богоматерь ублажающих". Все апостолы видели кончину и находились при погребении БР; один только апостол Фома не был при этом. Явившись уже на третий день, он неутешно плакал, что не удостоился получить последнее благословение Богородица и облобызать Её святейшее тело. Чтобы утолить скорбь Фомы, свв. апостолы общим советом положили открыть гроб Богородица и всем, вместе с ним, поклониться живоносному телу Её и облобызать св. останки. Открыли гроб и обрели его праздным: в нём не было тела БР, а лежала одна погребальная плащаница, от которой разносилось чудное благоухание. Свв. апостолы, стоя у гроба, дивились и недоумевали, что это значит. Облобызав со слезами и благоговением оставшуюся во гробе плащаницу, они прибегли к единственному средству узнать тайну – к молитве. И блаженное упование не посрамило их: в час вечерней трапезы апостолы возвестили укрепить себя пищею и ни о чем более не беседовали, как о том, что одушевленному Кивоту Божию подобало быть выше всякого тления и силою тридневно Воскресшего воскреснуть в вечный покой. Окончив трапезу, они встали и, по священному обыкновению, подняв часть хлеба, отложенную в честь Господа, стали славить Пресвятую Троицу; в это самое время вдруг услышали они над собою ангельское пение. Возведши взор, они узрели в воздухе БР. Она стояла со множеством ангелов, блистая неизреченной славой. "Радуйтесь, – вещала Она апостолам, – Я с вами во вся дни". И свв. апостолы в восторге духовной радости от чудного видения, вместо обычного воззвания: Господи, Иисусе Христе, воскликнули: "Пресвятая Богородице, помогай нам". Это чудесное откровение совершенно убедило свв. апостолов, уверивших всю Церковь Христову, что Богородица в третий день воскрешена Сыном и Богом Своим и восхищена с пречистым телом в горнее селение.
Основу изображений Успения составляют апокрифические сказания. Это - "Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы" (древнейшие русские списки которого датируются 12 в.) и "Слово Иоанна епископа Солунского" (списки известны с 14 в.), а также "Слова" Андрея Критского и Иоанна Дамаскина.
На основе этих сочинений было создано проложное Сказание об Успении БР, которое читалось во время службы на этот великий праздник 15/28 августа и вошло в состав Прологов, Синаксарей, Миней Четьих и других объектов.
С ~1450 становится известен в славянском переводе приписываемый Исидору Бухиру "Акафист Успению Богородицы", который также был включён в текст службы.
Праздник Успения отмечался в Иерусалиме 13 августа с начала 5 в. Местом празднования была церковь, построенная в 3 верстах от Иерусалима по дороге к Вифлеему. Затем праздник стал отмечаться 15 августа в Гефсимане на месте могилы БР. В 6 в. он распространился в Сирии, в конце века император Маврикий повелел праздновать Успение по всей империи, а в 7 в. праздник - уже отмечался на Западе.

The subject, which is based upon the apocryphal Gospels, is more popular in Byzantine than in Western art, which probably borrowed it in the first instance from Eastern sources [526 p. 663].

The story was known before the time of Gregory of Tours, who transmitted it in an abridged form to the Church of Gaul. It was subsequently incorporated by Vincent de Beauvais and Jacques de Voragine in their encyclopaedic works.
In both East and West we find the episode of the Jewish high-priest who, stopping the funeral procession and endeavouring to obtain possession of the coffin,had his arms withered and fixed to its side until he abjured his unbelief.
According to Nicephorus Kallistos, the festival was introduced in the reign of the emperor Maurice (582 - 602) [526 p. 663].
Examples in art are not known until after iconoclasm. One of the earliest appears to be the apse fresco in the church at El-Hadra.
The type is thought to have originated in Jerusalem [526 p. 664]. There are, however, several in Western cathedrals and churches.

Праздник Успения завершается чином погребения плащаницы. Во время всенощного бдения плащаница лежит в середине храма. После бдения её обносят крестным ходом вокруг храма и вносят в алтарь. «О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает…».

The tradition holds that the Emperor Marcian and his wife Pulcheria wanted to possess the body of Maria, Mother of God.

St Juvenal, at that time Bishop of Jerusalem, made known to the Emperor that Mary died in the presence of all Apostles, but her tomb, when opened at the request of St. Thomas, was found empty.
After this, the Apostles believed that Maria's body was taken up to heaven along with her soul.
The belief in the corporeal Assumption of the Virgin is universal in the East and in the West and is founded on an apocryphal treatise, written around the 4th or 5th century, and attributed to St. John.
The subject appeared in Byzantine art around the 6th century. The feast of Dormition was specially revered in Kievan Rus'.

This subject was derived from apocrypha. Scholars hold that it appeared in Byzantine art back in the 6th century when the feast of the Dormition became established.

Churches consecrated to the Dormition were specially revered in Kyivan Rus'.
The church of the Tithes (996), Kyiv's first made of stone, was possibly the Dormition church, as was the main cathedral of the Kiev-Cave Lavra, built in 1077.
Since the Dormition was a popular subject from the beginning of Russian icon painting, numerous examples of this subject can be found in museums.
праздник:
feast:
неделя перед Успением, с понедельника по пятницу - Армянская Апостольская Церковь, Успенский пост

28/15.VIII - Православная Церковь, в воспоминание Успения БР

ближайшее к 28/15.VIII воскресенье - Армянская Апостольская Церковь, один из пяти главных праздников
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru