Как оказалось впоследствии, обретённая икона являлась списком с Влахерской иконы Богоматерь.
Историческое и вполне достоверное свидетельство о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани принадлежит патриарху Гермогену, который, будучи еще в сане священника, был очевидцем этого явления, а спустя 15 лет после обретения иконы, уже в звании митрополита Казанского и Астраханского, составил Сказание под заглавием: "Месяца июля в 8 день повесть о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, иже в Казани. Списана смиренным Гермогеном митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 году" (т.е. от Рождества Христова в 1594).
Подзаголовок Сказания взят из книжки священника Д. Булгаковского: "Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса", СПБ., 1896, стр.14, Примечание.
Автор книжки читал повесть Гермогена в рукописи бывшей императорской публичной библиотеки (ныне имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге) из Древлехранилища Погодина за № 925. Имеются и древние рукописи этой повести. См. "С.-Петербургский духовный вестник", 1895, № 16, стр.366, Примечание.
С иконы сразу сняли список и изложив обстоятельства её явления и чудеса послали к царю Иоанну IV Васильевичу.
Он приказал на месте обретения иконы построить храм Казанской Богоматерь, устроить женский монастырь на 40 инокинь и здесь поставить икону.
С нее сделали несколько копий, часть из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.
Матрона, обретшая святыню, приняла постриг с именем Мавры. Она была первой инокиней, а потом и настоятельницей сего монастыря.
Спустя немного времени по основании первой церкви была воздвигнута новая во имя ПрБр с трапезой, а на содержание монастыря дано 100 душ.
В 1594 заложили, а в 1595 освятили каменный собор Успения Богоматерь. Штат инокинь увеличен до 64.
В Смутное время Россия подверглась нападению поляков, Москва была ими захвачена. Патриарх Гермоген, который в бытность свою священником в Казани первым описал Казанскую икону и чудеса, ей творимые, был заключен в тюрьму.
В 1611 казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Трубецкого и Заруцкого, пытавшихся освободить столицу России от польско-литовских интервентов
"принесоша из Казани Пречистые Богородицы списание с Казанской иконы" [Русская летопись по Никонову списку, 1792, VIII, стр.167] (245х273).
Воодушевленные чудотворным образом русские ополчения в мае 1612 отбили у поляков Новодевичий монастырь.
Но успехи русских войск этим и ограничились; среди ополчений начались разногласия и ссоры.
Казанская дружина направилась в обратный путь.
В Ярославле соратники встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Д.М. Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков, и передали нижегородцам свою чудотворную икону, взамен которой в Казань послан богато украшенный список с нее.
Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный образ Царицы Небесной, ополчение 22 октября 1612 взяло приступом Китай-город, а вскоре очистило и Кремль. 22 октября чудотворный образ крестным ходом внесен в Москву.
Князь Пожарский поставил св. икону, свою спутницу и помощницу в походах и сражениях, в Москве, в своей приходской церкви Введения Богородицы во храм на Лубянке.
В 1625 князь Дмитрий Михайлович Пожарский, по обету своему, украсил образ.
В 1630 стараниями князя Д.И. Пожарского в Москве на Красной площади возведен первый Казанский собор.
Казанская Богоматерь, она же Окинея, является символом освобождения Москвы от поляков Мининым и Пожарским.
Священники Введенского храма донесли царю о чудесах, происшедших от иконы в бою с гетманом, а также при взятии Москвы.
Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.
В эти дни происходили крестные ходы с иконой из Успенского собора Кремля в Казанский собор на Красной площади (1636), где постоянно находился чудотворный образ. Торжественные процессии с иконой проходили вдоль стен Кремля, Богоматерь Казанская, подобно Одигитрии Константинопольской, освящала пространство города.
С 1649 праздники во имя иконы из местных - московских и казанских - стали общероссийскими. Поводом к этому послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.
Икона сделалась семейной в царском роде, стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых.
В 18 в. стала рассматриваться и как защитница новой столицы - Петербурга.
В 1798 в присутствии императора Павла Петровича и великих князей Александра и Константина Павловичей вместо старого разобранного храма заложили новый. На его сооружение по повелению ещё Екатерины II выдано 25 тыс.р.
В 1808 он был освящён.
Именно этой иконе М.И.Кутузов поднёс серебро, захваченное у французов в 1812.
В 1904, в ночь на 29 июня, икона похищена злодеями.
Во время Великой Отечественной войны крестный ход с иконой совершался вокруг оборонительных рубежей осажденного Ленинграда.
В 2000 папа римский обещал вернуть икону в Казань.
Эта икона является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.
Иконы Казанской Богоматери традиционно маленького размера, восходят к явленной святыни.
При Казанской иконе чаще всего врачуем недуг слепоты.
Пред иконой молят о спасении от нашествия иноплеменных.
It is said that this icon was dug up in 1579 by a girl named Matrona and her mother in Kazan after the Mother of God appeared repeatedly in the girl’s dreams, telling her of the buried icon.
It was found in the ashes of a destroyed house, beneath the stove, wrapped in cloth.
One of the two most famous icons in Russia (with the “Vladimirskaya”), it accompanied soldiers freeing Moscow from the Poles in 1612, and was with the troops fighting Napoleon in 1812, though in the latter case a copy is said to have been used.
Virgin of Kazan was the patronise of the defenders of the motherland in the war of 1812.
Some believe the original icon was destroyed in a fire, and that the image later considered to be the “original” was actually a re-creation. The icon regarded as the true “Kazan” copy or not, disappeared in 1905.
Many regard it to be the same icon which was sold in America in 1970 to a Roman Catholic society.
The image is now kept in the Marian shrine of Fatima, Portugal.
The original is believed to have burned in the time of Peter the Great, when it was housed in the St.-Petersburg Cathedral of the Mother of God of Kazan.