Фёдоровская, или Феодоровская, или Городецкая-Федоровская, или Федоровская-Костромская
Virgin from the cathedral of St Feodor Stratilat, or Virgin of Gorodets, or Virgin of Kostroma
история:
По преданию она написана св.ев.Лукою, с начала 12 в. находилась в часовне вблизи г. Кидекша.
Князь Георгий Всеволодович при устроении г. Кидекша хотел перенести икону из часовни в город, но посланные не смогли сдвинуть её с места. Князь заключил, что Богородица угодно пребывать здесь Своею иконою. Поэтому в 1164 он основал на месте часовни обитель, известную под именем Городецкой-Феодоровской, по имени Городца – города Нижегородской губернии и храма во имя Феодора Стратилата. В соборном храме этого монастыря Феодоровская икона была запрестольной.
В 1238 во время нашествия Батыя не был пощажен и Городец. Оставлена в соборе и икона. Все думали, что она погибла в пламени.
В 1239, 16 августа, князь Василий Ярославич Квашня, младший брат св. благоверного князя Александра Невского, был на охоте в лесу. На сосне он вдруг увидел икону Богоматерь. Изумленный видением, князь сошел с коня и протянул руки, чтобы снять её с дерева, но икона поднялась в воздух. Князь и сопровождающие его благоговейно преклонили колена. Икона снова явилась на дереве, но, едва князь простёр руки, чтобы взять её, икона снова поднялась на воздух. Князь поспешил в город, собрал духовенство и народ, и все с крестами и иконами отправились к месту явления. Совершив молебное пение с коленопреклонением, священники приняли икону Богоматерь на руки и понесли её в город. Жители вышли навстречу и со слезами целовали икону, которую внесли в собор.
Некоторые благочестивые граждане объявили князю, что видели, как эту икону нёс по городу человек в богатой воинской одежде, подобной той, в какой изображается на иконе св. вмч. Фёдор Стратилат.
Поскольку и собор, куда поставили икону, носил имя этого святого, икона получила название Фёдоровской.
Между купцами, проживающими в Костроме, были некоторые из Городца, опустошённого татарами. Поспешили и они поклониться чудотворной иконе и тотчас же узнали в ней свою икону.
На месте обретения иконы, на берегу р. Запрудня, князь основал Запрудненский монастырь в честь Нерукотворенного образа Господня, потому что в этот день обрел икону Богоматерь.
Сама икона поставлена была в Костромском соборном храме. Спустя несколько лет собор сгорел. Полагали, что икона погибла в пламени. На третий день, разрывая пепел, нашли икону, нимало не повредившуюся в огне. Вскоре на месте погоревшего храма воздвигли новый, и икона опять поставлена внутри алтаря за престолом. Чудотворная икона была украшена золотом, серебром, дорогими каменьями и многоцветным жемчугом, помещена в киот и поставлена в новой церкви, внутри алтаря, за престолом.
В 1260 при очередном вторжении татар опустошение грозило и Костроме. Князь Георгий Васильевич со слезами молился пред иконой Богоматерь, чтобы Она приняла город под Свою защиту. Народ и воины усердно прибегали к ней. В надежде на её помощь князь взял с собой на войну икону Богоматерь. Икону несли перед ополчением. Татары, увидев увидев икону, пришли в такой ужас, что бросились в бегство. Богородица чудесно спасла Кострому.
На том месте, где во время битвы находилась икона, поставлен крест, с того времени близлежащее озеро называется Святым, и селение, основанное на его берегах, приняло название Святая Весь.
Через некоторое время собор опять загорелся. Никто не мог войти в него для спасения иконы. Жители взывали к иконе, чтобы не оставила их без святого покрова и заступления. Икона спустилась на землю и встала среди площади. Поражённые жители не прекращали молитв день и ночь. По велению князя немедленно была построена небольшая церковь для временного помещения иконы. В то же время приступили к построению нового каменного собора Успения Богоматерь с приделом св. Фёдора Стратилата.

Во времена смут от поляков и литовцев великая старица Марфа Ивановна Романова с сыном Михаилом удалилась из Москвы в Кострому. Между тем в Москве, освобождённой от врагов, собрались выборные всей земли Русской, и выбор их единодушно пал на юного Михаила.

Для объявления об этом избрании в Кострому отправили посольство с грамотой, в которой чины государства, призывая на царский престол Михаила, умоляли его: "Русская держава без покрова, венец её осиротел; отечество рыдает, не имея отца. Приди к нам, сладчайшая надежда всей земли Русской, Царь, по сердцу всего народа Избранный".
Посольство отпустили с иконами Петровской Богоматерь и великих чудотворцев Московских Петра, Алексея и Ионы.
Посольство, не дойдя до Костромы на одно поприще (в новом селище или Новоселках), остановилось.
На следующий день, 15 марта, архиепископ Феодорит с прочим духовенством и в сопровождении всех чинов, пришедших из столицы, прибыли в соборный храм Костромы, отслужили молебен и, взяв местный чудотворный образ Феодоровской Богоматерь, пошли в Ипатьевскую обитель, в которой находились Марфа Иоанновна и Михаил Феодорович. Михаил Феодорович и его мать встретили крестное торжественное шествие за святыми воротами обители. Помолившись Господу Богу и пречистой БР, они со слезами приложились к чудотворным иконам, приняли благословение от архиерея, присланного из царствующего града, и вступили с крестным ходом в соборную монастырскую церковь живоначальной Троицы. Здесь поднесли матери и сыну многомолебное писание от всего священного собора, и от бояр, и от всего воинства, и от христоименитого народа Российской державы, чтобы Государыня благословила сына своего Михаила Феодоровича царем и Государем на Московское Государство и над другими государствами Российской державы, и чтобы благоверный Великий Государь Михаил Феодорович прошение не отверг. Долго умоляли Марфу Иоанновну дать благословение; она была сначала непреклонна, плакала и говорила: “яко мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху; а инии и чуждую землю познаша; мое же чадо, младо суще (16 лет), недоумеет к уменьшению людских злостей управляти: молю вас не лишите меня единороднаго чада”.
После продолжительных и напрасных убеждений склонить Марфу Иоанновну на желания отечества, архиепископ принимает на руки свои чудотворную Феодоровскую икону Богоматерь, а Троице-Сергиевский келарь Авраамий – образ св. чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы, подносят св. иконы к старице и твердым голосом вещают Марфе Иоанновне и Михаилу Феодоровичу: “для чего же пречистая и чудотворная икона Пресвятой Богородицы и великие святители Христовы шествовали с нами? Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери, и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога; ибо воистинну от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога”.
Марфа Иоанновна не могла более противиться желанию России. Проливая слезы умиления перед образом пречистой Богородицы, мать берет сына своего и предает покрову Заступницы Небесной. “Се Тебе, пречистая Богомати, говорит она, в Твои пречистыя руки, Владычице, предаю чадо свое, по воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству”. Михаил просил мать не соглашаться, но она отвечала: “се дело Божие, а не человеческое, не смею противиться”. Михаил плакал, все безмолвствовали. Он повергся перед иконою Богоматерь и произнес: “Боже, Твоя есть воля, я раб Твой. Аще на то есть воля Божия, да буди тако, и, приняв прошение и благословение, на выю и перси животворящий крест, в десницу жезл царский, сел на престол царский и наречен был Богом избранный благоверный Великий Государь царь и великий князь, всея России Самодержец, в церкви Ипатиевского монастыря, волею Божиею и Московскаго государства всех чинов хотением”.
Так помощью Богоматерь в 1613 году 14 марта совершилось избрание Михаила Феодоровича на Всероссийское царство. В этот день была великая радость в Костроме; установили совершать праздник в честь Феодоровския иконы Богоматерь в память этого избрания.
В 1613 избранный царь был возведен на престол. Отец Михаила, честностью своей обеспечивший его избрание, в это время находился в полоне у поляков. Мать и сын боялись также, чтобы согласием своим не предать Филарета Никитича мщению поляков.
В 1636 икона украшена золотой ризой с драгоценными камнями, пожертвованной царём Михаилом Фёдоровичем и матерью его Марфой Ивановной.
Почти три века икона была покровительницей династии Романовых.

Старец Амвросий Оптинский благословлял прибегать к этой иконе Богоматерь как Помощнице в родах. «Есть православное предание, - писал старец, - что в этих случаях прибегают к Божией Матери по названию иконы Феодоровской... Можете ежедневно... молиться Царице Небесной, читая Ей не менее двенадцати раз в день "Богородице Дево, радуйся", хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы рабы: да не постыдимся".»

Заботами архиепископа Александра возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с Чудотворной Феодоровской иконой через весь город - 29 августа 1995 года на крестном ходе собрались более 10 тысяч людей из разных областей и весей.

В мае 2001 икона принесена в Москву к открытию Съезда православной молодежи. 12 мая 2001 года святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиерев и клириков Русской Православной Церкви совершил в кафедральном храме Христа Спасителя молебное пение пред иконой.

Пред Фёдоровской иконой Богоматерь молят о рождении ребёнка. Икона является покровительницей семьи, детей и юношества.

Чудотворная икона побывала во многих городах:

Москва (лето 2002)
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru