Будславская {4213}
Virgin of Budslav
история:
story:
В 1598 икона была подарена в Риме папой Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу, когда тот перешел из кальвинизма в католичество.
Воевода очень почитал икону и всегда возил её с собой.
В 1610 после смерти Паца икона досталась его капеллану Исаку Солокаю, позже — долгиновскому викарию.
В 1613 Солокай, который был в Будславе в Великий Четверг и Великую Пятницу, под впечатлением богослужения, а также по просьбе отцов пожертвовал икону костёлу «и там в ордене св. Франциска свою жизнь окончил».
Находившаяся в деревянном костеле, икона сразу стала объектом поклонения простых людей, прославилась чудесами и благодатью, и в 1635 перенесена в главный алтарь на место иконы «Посещение Марией Елизаветы» (БАН Литвы, F.18–170, л. 47).
История и чудеса иконы, начиная с 1617, были описаны приором Элевтерием Зелеевичем в книге «Зодиак на земле» («Zwierzyniec na ziemi niebieski...» Вильно, 1650).
Автор отмечает, что свидетельства о благодати иконы, записанные на бумаге, были приклеены на стены деревянного костела и многие из них были повреждены, когда здание разбирали (Sanktuarium na Bialorusi Budslaw. Opr. ks magistr Wl. Zawalniuk. Minsk, 1993, c.11).
Первое чудо, зафиксированное в 1617, — возвращение зрения пятилетнему мальчику Иосафату Тышкевичу, который позже стал известным священником-кармелитом. В тот же день Реджинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, которая мучила его семь лет.
Зелеевич описал 42 чудесных оздоровления и эпизод с Яном Вронским, ротмистром надворной хоругви Яна Кишки, великого гетмана и полоцкого воеводы. Раненный ротмистр попал в московский плен в 1632 и смог счастливо вернуться благодаря обету перед иконой, принадлежавшей его товарищу Лукашу Владовскому.
Возможно, поэтому Ян Кишка стал вместе с виленским приором Флорианом Калецким и семейством Долмат-Исайковских одним из фундаторов каменного костела (1633...43 ).
Для размещения чудотворной иконы мастером Петром Грамелем в 1649 вырезан прекрасный алтарь, сохранившийся до наших времен. Тогда же бернардинцами — золотильщиками Иеронимом Плонским и Бенедиктом Росманом изготовлены серебряные украшения святыни — оклад и ажурная рама (Maria Kalamajska-Saeed. Oltarz w Budslawiu // Niderlandyzm w sztuce Polskiej. Warszawa, 1995. S 444).
Во время нашествия войск царя Алексея Михайловича икону вывозили в Соколку (на Подляшьи), откуда она вернулась в 1665 (Sanktuarium...).
Икона упоминается в книге А. Каяловича о литовских святынях (1650), а также в европейских компендиумах В. Гумпенберга (Atlas Marianus, 1657 и 1672) и Г. Шерера (1702). Не названные книги об иконе перечислены в описи монастырской библиотеки за 1822. В это время здесь еще хранилась рукописная книга чудес Будславской иконы Богоматерь, а также три граверные доски с изображением иконы.
В 1818...25 профессор Раймундус Петрович печатал в Будславе песни о Пресвятой Деве Марии и гравировал ее иконки.
Будславская икона почиталась прежде всего в литовской провинции бернардинцев, отдельные алтари некоторых костелов были посвящены Матери Божией Будславской (например, в Могилеве).
Можно было бы надеяться, что копии чудотворной иконы существовали в первую очередь в окрестностях Будслава. Однако те иконы, которые дошли до наших дней, находятся довольно далеко от известного бернардинского монастыря.
После изгнания ордена бернардинцев костёл стал приходским, но пропаганда культа иконы ослабилась. Тем не менее, в межвоенных «Каталогах Виленской епархии» среди 10 костёлов с чудотворными иконами Богоматерь упомянут и будславский.
В наши дни Будславская Богоматерь становится всебелорусской святыней, о чем свидетельствует коронация иконы 2 июля 1998.
С 1992 возрождена традиция паломничеств в Будслав.
Икона в последние годы снова получила широкое признание.
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru