Будславская {4213}
Virgin of Budslav
- история:
- story:
- В 1598 икона была подарена в Риме папой Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу, когда тот перешел из кальвинизма в католичество.
- Воевода очень почитал икону и всегда возил её с собой.
- В 1610 после смерти Паца икона досталась его капеллану Исаку Солокаю, позже — долгиновскому викарию.
- В 1613 Солокай, который был в Будславе в Великий Четверг и Великую Пятницу, под впечатлением богослужения, а также по просьбе отцов пожертвовал икону костёлу «и там в ордене св. Франциска свою жизнь окончил».
- Находившаяся в деревянном костеле, икона сразу стала объектом поклонения простых людей, прославилась чудесами и благодатью, и в 1635 перенесена в главный алтарь на место иконы «Посещение Марией Елизаветы» (БАН Литвы, F.18–170, л. 47).
- История и чудеса иконы, начиная с 1617, были описаны приором Элевтерием Зелеевичем в книге «Зодиак на земле» («Zwierzyniec na ziemi niebieski...» Вильно, 1650).
- Автор отмечает, что свидетельства о благодати иконы, записанные на бумаге, были приклеены на стены деревянного костела и многие из них были повреждены, когда здание разбирали (Sanktuarium na Bialorusi Budslaw. Opr. ks magistr Wl. Zawalniuk. Minsk, 1993, c.11).
- Первое чудо, зафиксированное в 1617, — возвращение зрения пятилетнему мальчику Иосафату Тышкевичу, который позже стал известным священником-кармелитом.
В тот же день Реджинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, которая мучила его семь лет.
- Зелеевич описал 42 чудесных оздоровления и эпизод с Яном Вронским, ротмистром надворной хоругви Яна Кишки, великого гетмана и полоцкого воеводы.
Раненный ротмистр попал в московский плен в 1632 и смог счастливо вернуться благодаря обету перед иконой, принадлежавшей его товарищу Лукашу Владовскому.
- Возможно, поэтому Ян Кишка стал вместе с виленским приором Флорианом Калецким и семейством Долмат-Исайковских одним из фундаторов каменного костела (1633...43 ).
- Для размещения чудотворной иконы мастером Петром Грамелем в 1649 вырезан прекрасный алтарь, сохранившийся до наших времен.
Тогда же бернардинцами — золотильщиками Иеронимом Плонским и Бенедиктом Росманом изготовлены серебряные украшения святыни — оклад и ажурная рама (Maria Kalamajska-Saeed. Oltarz w Budslawiu // Niderlandyzm w sztuce Polskiej. Warszawa, 1995. S 444).
- Во время нашествия войск царя Алексея Михайловича икону вывозили в Соколку (на Подляшьи), откуда она вернулась в 1665 (Sanktuarium...).
- Икона упоминается в книге А. Каяловича о литовских святынях (1650), а также в европейских компендиумах В. Гумпенберга (Atlas Marianus, 1657 и 1672) и Г. Шерера (1702). Не названные книги об иконе перечислены в описи монастырской библиотеки за 1822. В это время здесь еще хранилась рукописная книга чудес Будславской иконы Богоматерь, а также три граверные доски с изображением иконы.
- В 1818...25 профессор Раймундус Петрович печатал в Будславе песни о Пресвятой Деве Марии и гравировал ее иконки.
- Будславская икона почиталась прежде всего в литовской провинции бернардинцев, отдельные алтари некоторых костелов были посвящены Матери Божией Будславской (например, в Могилеве).
- Можно было бы надеяться, что копии чудотворной иконы существовали в первую очередь в окрестностях Будслава. Однако те иконы, которые дошли до наших дней, находятся довольно далеко от известного бернардинского монастыря.
- После изгнания ордена бернардинцев костёл стал приходским, но пропаганда культа иконы ослабилась. Тем не менее, в межвоенных «Каталогах Виленской епархии» среди 10 костёлов с чудотворными иконами Богоматерь упомянут и будславский.
- В наши дни Будславская Богоматерь становится всебелорусской святыней, о чем свидетельствует коронация иконы 2 июля 1998.
- С 1992 возрождена традиция паломничеств в Будслав.
- Икона в последние годы снова получила широкое признание.