В XVI-XVII вв. в различных регионах России стали популярными иконы Богоматери Боголюбской с молящимися перед ней местными святыми.
Многие списки чудотворной Боголюбской иконы восприняли благодатную силу древнего образа.
Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились Угличский, Московский, Тульский, Козловский, Елатемский, Зимаровский, Юрьевский, Усманский и Тарусский списки.
Andrew Bogolyubsky's Virgin in its original form depicts only Virgin standing, with Christ in the clouds to Her right.
The Moscow variant adds a contingent of saints.
Another adds the image of Andrey Bogolyubsky kneeling before Virgin.
The original type dates back to the year 1157, when Virgin is said to have appeared to Grand Prince Andrey Bogolyubsky, who had conquered Kiev, telling him to leave Her “Vladimir” image in the city of that name.
Prince Andrey had an icon painted which depicted Virgin as She had appeared to him, and this became known as the Andrew Bogolyubsky's Virgin icon.
The Moscow variant adds to this simpler original type a gathering of saints.
Virgin holds a scroll bearing the words “Ruler most gracious, Lord Jesus Christ, my Son and my God, hear the prayer of your mother, for she prays for the world”.
В Великую Среду 1992, по ходатайству епископа Евлогия, икона торжественно перенесена из музея в Благовещенский придел Успенского собора, остававшегося ещё за музеем.
Устроилась Боголюбская часовня.
Ежедневно перед чудотворной иконой совершались молебствия; по субботам служил сам владыка.
25 мая 1995, в Неделю о слепом, икона перенесена из Благовещенского придела в главный храм.
И поныне от иконы совершаются чудесные исцеления по вере притекающих к ней богомольцев, что по возможности фиксируется в монастырской летописи.
Особенно часты случаи, когда после молитвы перед чудотворным образом люди чувствуют сильнейшую перемену духа, обновление.