Васнецов В.М.
Victor M. Vasnetzov
история:
Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926), русский живописец, священник.
Академик (1893) петербургской АХ.
Родился в семье бедного сельского священника.
Спустя много лет Васнецов, побывав на родине, напишет брату Аполлинарию, тоже ставшему художником: "Церковь закоптилась как-то изнутри, и наш любимый иконостас в холодной церкви линяет, и даже живопись лупится, - так жалко и грустно. Самое живое впечатление все-таки от иконостаса и этой линяющей живописи - она та же и такое же живое впечатление и воспоминание".
В 1858 он едет учиться в Вятку - вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Виктор провёл в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Он всё больше времени отдает рисованию. Бросив семинарию за полтора года до её окончания, умчался в СПб поступать в АХ. Принят был сразу, но, не найдя себя в списках, лишь через год стал студентом АХ. Год занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у знаменитого И.Н.Крамского. Подрабатывал. В академии познакомился с Репиным, Поленовым, Суриковым, Антокольским - что не имя, то будущая слава русского искусства. После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок "Два обнаженных натурщика" и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок "Христос и Пилат перед народом". Время это для Васнецова очень трудное. Он переживает смерть отца, печётся о брате Аполлинарии, много работает ради заработка.
В 1874 за рисунки "Книжный лавочник" и "Мальчик с бутылкой вина" Васнецов получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне.
По его рисункам сооружена церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево, под Москвой (1883 ). Для этой же церкви он написал иконы Богородица и Младенец и Св. Сергий Радонежский.
В начале 1885 Виктор Михайлович получает от А.В.Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Князь-Владимирского собора в Киеве. Не сразу, но свое согласие художник даёт. Имеющийся опыт позволяет ему обратиться к росписи больших стен, созданию монументально-декоративного пространства. Верующий человек, в работе для церкви он начинает видеть свое настоящее призвание. В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами. Васнецов думал проработать три года, оказалось - десять лет. Васнецовым исполнено для храма около четырёхсот эскизов и картонов, от больших многофигурных композиций до орнаментов. На стенах почти все работы он исполнял сам.
"Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, - писал М.В. Нестеров. - Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал".
Булгаков безоговорочно принял его религиозную живопись. В статье "Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой (параллели)" он отмечает, что "собор св. Владимира в Киеве является великим памятником русского самосознания". "... Можно смело сказать, что со времен Сикстинской Мадонны не была достигнута та сила религиозного пафоса, искренность религиозной страсти, какая глядит на нас со стен Владимирского собора". Уже в наше время, оценивая работу Васнецова во Владимирском соборе, искусствоведы приходят к выводу, что художник "попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля" (Э. Пастон).
Васнецов становится не только самым знаменитым церковным художником, но и самым модным.
В 1894...97 принимает участие в выполнении эскизов мозаичных икон в соборе Воскресения Христова на Екатерининском канале в СПб ("Спас-на-крови"). Фронтоны четырёх крылец украшены мозаичными панно, созданными на евангельские сюжеты и выполненными по эскизам В. Васнецова.
Он пишет эскизы для собора Александра Невского в Софии.
По заказу царской семьи создаёт эскизы для церкви св. Марии Магдалины в Дармштадте. По его эскизам сделаны мозаичные изображения на фронтоне храма и внутри. Они были составлены в Петербурге на пластинах и таким образом доставлены в Дармштадт. Художники из СПб Перминов и Кузик по эскизам Васнецова выполнили фрески.
Создаёт вдохновенные эскизы для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Лики, им написанные, узнаются сразу, ещё издалека, в них видны черты самого васнецовского рода.
К 1903 по его эскизу создана мозаика для алтаря Воскресенской церкви на Смоленском кладбище СПб.
К 1910 принял участие в создании эскизов для мозаичного убранства церкви Христа Спасителя (Спас на водах) в СПб.
название:
БР
Virgin Богородица и Младенец {2635 икона}
Virgin and Child

Богородица и Младенец на троне {5055}

Virgin and Child enthroned

Богородица и Младенец на троне с ангелами

Virgin and Child enthroned with angels Богородица и Младенец с херувимами {2635}
Virgin and Child with cherubim

Положение во гроб

Entombment Распятие с предстоящими
Crucifixion with attendants Снятие со креста {6526}
Descent from the Cross

Страшный суд {4880}

Last judgement
техника:
фреска
fresco
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru