Pol, Janequin, and Herman de Limbourg (Franco-Netherlandish, active in France).
Биографические сведения о них столь скудны, что и время их жизни исследователями указывается как общее.
Родились в Неймегене (Брабант; ныне южные Нидерланды), в семье скульптора, резчика по дереву Арнольда ван Лимбург; учились в Париже, работали при дворах двух герцогов; оставили нам миниатюры — иллюстрации к Библии и нескольким часословам.
Погибли братья молодыми, предположительно от чумы; старшему - Полю было, вероятно, немногим больше 30 лет.
Слова «вероятно» и «предположительно» неистребимы при корректном разговоре о частной жизни в средневековой Европе: нас разделяют беспросветные дымы многих пожаров.
Братья Лимбург, покинув родину, охваченную эпидемией чумы, оказались в 1399 в Париже.
Заботу о братьях здесь взял на себя их дядя, известный придворный живописец Жан Малуэль (сейчас его работы хранятся в Лувре).
Судя по тому, что в 1402 братья поступают на службу к герцогу Бургундскому Филиппу Смелому для украшения Библии, их репутация как миниатюристов была уже достаточно прочной.
После смерти Филиппа Смелого (1404) братья оказываются при дворе герцога Беррийского (1340 - 1416).
Последний покинув Париж (где при обострении отношений между Францией и Бургундией был разрушен его дом), жил в своих замках, посвящая досуг не только пирам и охоте, но и искусствам.
Он не сомневался в гениальности молодых живописцев: Полю как старшему и, вероятно, самому талантливому он со временем пожаловал престижное звание камердинера; братья одаривались драгоценностями и недвижимостью.
Основным жанром в живописи той эпохи была миниатюра, а новым и модным жанром в книжном искусстве - часословы.
Эти молитвенники, предназначенные для светских людей, как правило, начинались с календарей.
В огромной библиотеке Жана Беррийского было несколько украшенных миниатюрами часословов.
Им давались имена.
Венцом собрания стал «Великолепный Часослов герцога Беррийского», признанный потомками абсолютной и безусловной творческой вершиной человеческого гения.
Исследователь XIX в. Леопольд Дедиль, открывший новому времени «Поля и его братьев», назвал эту книгу «королем манускриптов».
Их шедевр — «Времена года» в «Великолепном Часослове», посвящённые разнообразным сезонным трудам и не менее разнообразным развлечениям простого люда и знати, явно создан гением моцартианского типа.
12 месяцев - 12 миниатюр.
Острота взгляда живописца при изображении ландшафтов и жанровых сцен, преломленная в хрусталиках добродушного юмора гения, заставляет подолгу всматриваться в детали.
Возвышенное и изящное тут не истребляют углубленной сосредоточенной мысли, но при этом остаётся место и «низкому».
Чего стоят позы купальщиков в «Августе» или разомлевшие женщины у жарко пылающего камина в «Феврале», или некоторые детали модных костюмов слуг и пасущиеся на пиршественном столе собачки ливретки в «Январе»!
Особый взгляд автора придает этим реалистическим картинам отсвет сказочности.
Через светящиеся, будто в витражах, краски зрителю открывается небесная любовь ко всему сущему.