Лимбург, братья
Limbourg brothers
история:
Жили на свете три брата - Поль, Эрман и Жеанникен, нидерландско-бургундские художники, мастера книжной миниатюры. Их настоящая фамилия Малуэль, но истории культуры они известны как братья Лимбург (~ 1399 - 1416).
Pol, Janequin, and Herman de Limbourg (Franco-Netherlandish, active in France).

Биографические сведения о них столь скудны, что и время их жизни исследователями указывается как общее. Родились в Неймегене (Брабант; ныне южные Нидерланды), в семье скульптора, резчика по дереву Арнольда ван Лимбург; учились в Париже, работали при дворах двух герцогов; оставили нам миниатюры — иллюстрации к Библии и нескольким часословам. Погибли братья молодыми, предположительно от чумы; старшему - Полю было, вероятно, немногим больше 30 лет. Слова «вероятно» и «предположительно» неистребимы при корректном разговоре о частной жизни в средневековой Европе: нас разделяют беспросветные дымы многих пожаров. Братья Лимбург, покинув родину, охваченную эпидемией чумы, оказались в 1399 в Париже. Заботу о братьях здесь взял на себя их дядя, известный придворный живописец Жан Малуэль (сейчас его работы хранятся в Лувре). Судя по тому, что в 1402 братья поступают на службу к герцогу Бургундскому Филиппу Смелому для украшения Библии, их репутация как миниатюристов была уже достаточно прочной. После смерти Филиппа Смелого (1404) братья оказываются при дворе герцога Беррийского (1340 - 1416). Последний покинув Париж (где при обострении отношений между Францией и Бургундией был разрушен его дом), жил в своих замках, посвящая досуг не только пирам и охоте, но и искусствам. Он не сомневался в гениальности молодых живописцев: Полю как старшему и, вероятно, самому талантливому он со временем пожаловал престижное звание камердинера; братья одаривались драгоценностями и недвижимостью.

Основным жанром в живописи той эпохи была миниатюра, а новым и модным жанром в книжном искусстве - часословы. Эти молитвенники, предназначенные для светских людей, как правило, начинались с календарей. В огромной библиотеке Жана Беррийского было несколько украшенных миниатюрами часословов. Им давались имена. Венцом собрания стал «Великолепный Часослов герцога Беррийского», признанный потомками абсолютной и безусловной творческой вершиной человеческого гения. Исследователь XIX в. Леопольд Дедиль, открывший новому времени «Поля и его братьев», назвал эту книгу «королем манускриптов». Их шедевр — «Времена года» в «Великолепном Часослове», посвящённые разнообразным сезонным трудам и не менее разнообразным развлечениям простого люда и знати, явно создан гением моцартианского типа. 12 месяцев - 12 миниатюр. Острота взгляда живописца при изображении ландшафтов и жанровых сцен, преломленная в хрусталиках добродушного юмора гения, заставляет подолгу всматриваться в детали. Возвышенное и изящное тут не истребляют углубленной сосредоточенной мысли, но при этом остаётся место и «низкому». Чего стоят позы купальщиков в «Августе» или разомлевшие женщины у жарко пылающего камина в «Феврале», или некоторые детали модных костюмов слуг и пасущиеся на пиршественном столе собачки ливретки в «Январе»! Особый взгляд автора придает этим реалистическим картинам отсвет сказочности. Через светящиеся, будто в витражах, краски зрителю открывается небесная любовь ко всему сущему.
источник:
Часослов герцога Беррийского
The Heures of Jean of France, Duke of Berry
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru