Алипий Печерский
Alipy Pechersky
история:
Алипий, или Алимпий, Печерский, преп. ( - 1114), первый известный по имени русский иконописец.
Житие преподобного Алимпия включено в текст Киево-Печерского патерика.
Подвизался в Киево-Печерском монастыре. Занимался иконописанием, почему и называется иконописцем.
В 1083...89 при князе Всеволоде Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого) и игумене Никоне учился у греческих иконописцев, украшавших печерскую церковь, помогал им. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алимпий "добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело". За многую добродетель, выражавшуюся в "смирении, терпении, чистоте, посте, любви, богомышлении" и "незлобии сердца", игумен поставил Алимпия священником. И проводил Алимпий ночи "на пение и на молитву упражняшеся, а днём писал неустанно новые иконы и подновлял старые, обветшавшие, не ради корысти, а из чистой любви к своему искусству. Свой заработок Алимпий делил на три части: на одну покупал всё, что нужно для иконописания, другую отдавал бедным, а третью - в монастырь. Так он трудился в поте лица, "не дадяще себе покоа во вся дьни".

Незадолго до его кончины ему была заказана икона к празднику Успения. Накануне праздника пришёл заказчик и увидел, что иконописец тяжело болен, а икона не написана, и - удалился огорчённый. Тогда в келью Алимпия явился "некто, юноша светел" и начал писать икону; через три часа работа была закончена, чудесный иконописец забрал её с собой и водворил на предназначенное для неё место. Там её и нашёл; он прибежал к игумену и рассказал ему о случившемся. Придя в келью к Алимпию, игумен нашёл его умирающим. В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям константинопольской художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало.

Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора являются работой Алимпия. Их называют "мерцающей живописью". Они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии.

Предание приписывает ему икону Богородицы, поставленную в Ростовском соборе Владимиром Мономахом, и икону "Предста Царица" в Успенском соборе в Москве.

Legendary Kiev icon painter, Alipy (Olimpy), a monk of the Kiev-Cave monastery was later canonized.

название:
Благовещение {113}
Annunciation

Благовещение - в Киве {1704}

'Annunciation' of Kiev

Великая панагия {1967}

Virgin the Great Panagia

Владимирская-Ростовская {3260}

'Virgin of Vladimir' of Rostov

Деисус {4446}

Deesis

Нерушимая (алтарная) Стена {3425}

Virgin the Inviolable wall

Свенская Печерская {2152}

Svenskaya Virgin of Pecherskaya lavra

Платытера {3500}

Virgin the Platytera
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik Рейтинг@Mail.ru